"Мокрые" рейсы первомайцев
С этой сопки даже в слякотно-туманную погоду открывается великолепный вид на Уссурийский залив, бухту Патрокл, остров Скреплева, полуостров Назимова... Но на этом для жильцов 10-этажек № 11, 13, 15 по улице Каштановой все преимущества проживания на этой "смотровой площадке" заканчиваются. После работы они "пехом" поднимаются с Окатовой к своему еще не успевшему состариться кварталу, где их ждут подъезды с неработающими лифтами, а дома - пустые ведра, бачки, бидоны, которые, возможно, сегодня нечем будет и заполнить.
Гуманитарная помощь водой для самых неблагополучных районов ВладивостокаЗдесь расположен один из жилмассивов, где в кранах холодной воды практически не бывает.
То есть иногда, крайне редко и без всякой системы она появляется, но надежд на центральное водоснабжение тут уже никто не питает. На другое надежда: что вода будет в недавно появившемся на спортивной площадке напротив дома №11 “Пункте водоснабжения”, обслуживаемом прибывшим из Хабаровска подразделением Дальневосточного регионального центра МЧС.
Большая палатка, на коротком флагштоке флаг МЧС, словно блин растекшаяся по земле мягкая 15-кубовая емкость для воды, но без нее, 2 солдата срочной службы с эмблемами на рукавах гимнастерок “Вооруженные силы ГО России” - вот все, что сразу по приезде увидела бригада “В”.
- Воду обязательно привезут, - комментирует “простой” пункта сержант Алексеев, - я уже позвонил. И, между прочим, хорошо, что вечером, хватит на тех, кто сейчас на работе. Когда привозят в час-два дня, ее разбирают, и вечером нам приходится всякого наслушаться...
А вскоре прибыла и 10-кубовая водовозка МУП “Водопроводно-канализационное хозяйство”, обосновавшаяся на привычном месте - в метре-полутора от мусорных бачков, кишащих мухотой. И почти мгновенно из подъездов посыпался гремящий разнокалиберными емкостями народ: очень мало мужчин, еще не подъехавших с работы, в основном старушки, женщины, подростки и даже дети дошкольного возраста. Цистерну “выдаивали” с двух сторон - через шланг заправлялась емкость, а к двум кранам в передней части выстроилась солидная очередь. И начались гонки.
Приходилось удивляться, каким образом некоторым удавалось так быстро оборачиваться - ведь лифты не работали, а они, словно механические челноки, бегали с полными ведрами на повышенных скоростях, безусловно, ставя перед собой одну цель - сделать как можно больше рейсов. Позже стало понятно и почему.
Отпуск воды начался без двадцати 17. По мнению сержанта Алексеева, уже к 18, в крайнем случае к 18.30 ее не будет ни в цистерне, ни в емкости. Значит, “счастливчикам” надо использовать свое везенье на все сто процентов. И если этим вечером не придет еще одна водовозка, что, по словам жильцов, вполне возможно, то обиженных, обозленных в этом квартале будет сверх всякой меры.
Стало ясно, что одного рейса в сутки для этих домов явно мало. В идеале вода в мягкой емкости должна быть постоянно - для того пункты и организовывали. Но как это обеспечить, если машина привозит меньше, чем способен принять пункт. К тому же водители сознательно не заполняют цистерну под завязку, до 12 кубометров, ибо в этом случае на крутых подъемах машина становится неуправляемой, передние колеса отрываются от дорожного полотна.
Подобная же проблема, хотя она и не настолько остра, и на другом аналогичном пункте, что расположен у дома № 18 по улице Окатовой. Здесь гостинки, где живет более неприхотливый народ, в основном малосемейный, а то и холостой. Понятно, что расход воды тут поменьше, но все равно, по словам солдат, трех 3-кубовых мягких емкостей хватает максимум на 3 часа, особенно если привозят ее вечером, после 17-18 часов. Тогда также выстраивается “хвост”, также в ходу челночные рейсы, также кому-то не достается, если, повторимся, за сутки делается лишь один рейс.
Вообще Первомайский район, сопки Ленинского в плане водообеспечения - самые неблагополучные. Окатовая, Терешковой, Карбышева, Чкалова, Борисенко, Кипарисовая, Часовитина - вот далеко не полный перечень улиц, куда ежедневно диспетчерская МУП “ВКХ” направляет водовозки. Это, однако, не означает, что каждый житель каждый день имеет возможность пополнить запасы воды.
Стационарные пункты водоснабжения установлены далеко не везде, а по одному и тому же адресу машины появляются в среднем через день. Происходит это потому, что в установленных точках они стоят часами, особенно если прибывают туда в середине дня. В это время народ тянется как-то лениво, будто и не существует дефицита воды. На самом деле просто никого нет дома.
75-летней жительнице дома № 19 по улице Терешковой Матафоновой Нине Ивановне, удобно устроившейся на лавочке, у которой как раз и остановилась водовозка, повезло: в час дня, когда привезли воду, дома оказались родственники. Так что набрались под завязку - два 40-литровых бачка, несколько емкостей поменьше, а также ванна для хозяйственных нужд.
Зато ее соседка по дому, не пожелавшая представиться, откомментировала ситуацию куда как доходчивее:
- Привозят, когда дома одни пенсионеры, мужики на работе, а я сколько натаскаю без лифта на 5-й этаж?
Время подвоза воды - это главная тема разговора жителей “сухих” кварталов. Они на собственном опыте убедились, что достаточно жесткого графика не существует, а если и существует, то не выполняется. Однако вряд ли было бы справедливым предъявлять претензии только лишь МУП “Водопроводно-канализационное хозяйство”. Десятком водовозок, которые сейчас курсируют по городу, проблему не закроешь. Ведь им часами приходится стоять в одном микрорайоне, и в другой они приезжают, если вообще приезжают, практически сухими. На второй рейс времени уже не хватает.
Решение лежит на поверхности. Конечно, нужно увеличивать количество выше описанных пунктов водоснабжения. В этом случае машины смогут делать несколько рейсов в сутки. Однако, видимо, возможности подразделений МЧС и ГО тоже ограничены.
Хотя всем ясно: зимой такие пункты функционировать не смогут - вода замерзнет. Кстати, кажется, сегодня никто не думает о предстоящих холодах, а между тем если к холодам сохранится нынешний режим водообеспечения, уже сегодня сами собой возникают будущие колоритные картинки: обледенелые места наполнения посуды водой, обледенелые же тротуары и ступени жилых домов, и на всем этом водном пути - скользящий, падающий, но все же спешащий народ с ведрами.