В Пухово - голова
Бориса Андреевича я застал на его огороде - чистом, ухоженном, как и все подворье. Да и само Пухово, головой которого он назначен односельчанами уже во второй раз, приятно для глаза. И удивителен в этом селе не только порядок, а и то, что лямку бездоходной, совершенно безвластной власти (даже не упомянутой в Уставе Приморья) он тянет уже лет 8.
Пухово стоит на отшибе Анучинского района. Когда-то оно было процветающей деревенькой с населением под 2 тысячи. Славилось отменными рисоводами, ставившими рекорды на выращивании этой культуры. И еще - пекинскими утками, которых разводили на окрестных водоемах и довели было до 800 тысяч. От них, уток, а точнее от обилия пуха вблизи деревеньки, и пошло название Пухово, которое лет 40 назад присвоили бывшему пятому отделению бывшего Даубихинского рисосовхоза. А Савов примерно в это же время стал работать здесь механиком в ПМК-51, строившей мелиоративные системы. Дослужился до главного механика. На его счету и десятки новых рисовых карт, и одно из крупнейших в крае водохранилище, подпитывающее поле на случай засухи.
Сегодня Борис Андреевич на пенсии. Но не на покое - совсем захудало Пухово, на треть убыло стареющее население. И если раньше славилось оно делами трудовыми, то теперь знаменито поголовной безработицей.
- В рисовом товариществе занята своим делом лишь пятая часть рабочих, а из ПМК и того не осталось, - делает выкладку Савов. - Да еще, хотя и стареем, а 260 несовершеннолетних подрастают - куда они пойдут?
Вот в таком непростом хозяйстве и приходится командовать старосте. И сколь бы ни предъявляли пуховцы к нему претензий, а больше благодарят. Вот и районная администрация недавно отметила его премией - по просьбе самих сельчан.
Мы с Борисом Андреевичем начали разговор с моста. Переправа через Арсеньевку, на другом берегу которой высится многоэтажками Арсеньев, это само выживание пуховцев. Оставшись без работы, сотни из них в прокорме семей сделали ставку на молоко. Держат коров, сбывают продукцию подворья горожанам. Тянутся вереницами с утра до вечера к городу: пешими, на велосипедах и “мокиках”. А на пути - река. Был мост - да тайфуном снесло. Кто при машинах, тот в объезд, почти за 3 десятка километров, но попадет в Арсеньев, а каково безмашинным?
Эту проблему Савов поднимал где только мог. Все бы и рады помочь, но как? Деньги нужны. Нынешней весной собрал Савов сход, подписались люди под обращением к муниципальной администрации. После чего районные власти обязали руководителей МЖКХ построить мост. Возвели его скорыми темпами - из армейских понтонов-времянок и железобетонных плит. И вновь потянулась молочная река к городу, а обратно народ пуховский с деньгами в карманах. Правда, на днях вновь покапризничала Арсеньевка, подмыла опоры моста, вывела его из строя. Но поставят под них волнорезы, какие не успели по финансовой немощи приспособить к опорам, тогда и вовсе проблем не будет. И Савов наконец спокойно вздохнет. Как строитель он знает цену волнорезу: без него мосту долго не жить, потому и не “слазит” с коммунального начальства.
Где, думаете, лучший в крае сельский спортзал? Может быть, как раз в Пухово. Опять же не без участия старосты его обновили - пусть молодежь меньше в рюмку поглядывает и к наркотикам тянется, пусть здоровье накачивает.
- С торговлей у нас беда была, - вспоминает Борис Андреевич. - Все торговые точки райпо и ОРСа закрылись, и я не мог даже хлеб привезти в село. Однако нашел понимание у арсеньевских предпринимателей: стали они привозить продукты в Пухово по ценам, какие в городе. Так 2 года обеспечивал людей и хлебом, и сахаром, и прочим, что привозили по их заявкам.
Конечно, подвижное население и само в городе снабжалось всем необходимым, ну а пожилых сколько? А зимой и вовсе всем сложно. Продержался Савов таким образом до подхода специального решения муниципального совета, согласно которому в селе начали возрождать магазины. 2 уже открыты, причем первый - при содействии старосты. Меня поразила оброненная Савовым в тот момент нашей беседы фраза: “Я не мог...”. Именно - я. А не районная или, что ближе, сельская администрация, по-старому сельсовет. Вот это - высшая мера личной ответственности на доверенном земляками посту за их судьбы. И не снимает Савов ее с себя даже в ситуациях, казалось бы, безвыходных. Как сейчас, когда все село вынуждено пользоваться... отравленной водой.
- Хотите попробовать? - подвел он и меня к своему колодцу. - Да не бойтесь, вкусная, а что с отравою, так ведь я уже сколько лет пью - и, как видите, жив.
Я воздержался. Пить в общем-то не хотелось, тем более отраву. Поганая вода - это следствие прежней погони за урожаями риса, добывавшимися с применением ядохимикатов. Многие километры земли вокруг Пухово отравлены пестицидами. Даже с глубины десятков метров невозможно достать чистую воду: сколь ни бурили в селе и вблизи него скважин - бесполезно. Ну тогда, опять же не без участия старосты, нашли альтернативное решение: в Пухово теперь завозят воду из села Гражданка, которое отрава миновала по причине отдаленности от рисов. Правда, за плату, хоть и символическую. Для питья-варок вполне сельчанам доступную.
Есть в Пухово участковый - и вроде бы нет его: живет в другом селе. Приходится Савову порой и самому бытовые разборки наводить. Вот недавно “приватизировал” мужик общественный колодец, отсек от него соседей - староста тут же назад “национализировал”.
Пьет село ужасно. Не воду - водку! А где водка, там и драка, там и воровство. В прошлом году повадились некоторые с коллективного массива огородов картошку и овощи тащить, так Борис Андреевич призвал мужиков:
- Что дома-то сидеть, давайте дежурство организуем?
В первые смены вышли самые крепкие, быстро слух по деревне прошел об охране - и воровство как рукой сняло. Вот и нынче, если понадобится, такая дружина снаряжена будет. Но пока рядом с огородами сено косят, и поэтому они как бы в пригляде. А вообще огорчен Савов за многих своих односельчан. Говорит:
- Самое страшное, что от этой безработицы деградируют даже люди самого работоспособного возраста. Люди зрелой молодости, как я называю 35-40-летних. Мне кажется, объявись им сегодня работа - не поспешат. По крайней мере с трудом будут втягиваться. Целыми семьями деградируют - думаю, неблагополучных семей у нас теперь больше, чем благополучных. Есть такие, которые уже пропили все прежде нажитое, но на что-то продолжают пить.
Однако не задает себе вопрос Борис Андреевич: стоит ли “пахать”, да еще бесплатно, на таких? Потому что люди ведь все-таки. Земляки...
Много пришлось помотаться старосте во время ремонта фельдшерского пункта. Нет, сам он полы не сколачивал и не красил, а вот “шевелить” кое-кого в доставке положенного материала понадобилось. А сейчас главная головная боль Савова - коммунальные двухэтажки. Вообще-то они недавно принадлежали ПМК-51, теперь же переданы в муниципальное ведение. Но по сути пока ничьи. А там чуть ли не одни старики живут. И капает на них с прохудившихся рубероидных крыш. Добивается староста, чтобы хотя бы один дом перевели пока на шиферную кровлю. Сгниет же жилье. Здоровье у жильцов окончательно подорвется... А с улицами, кажется, решено. Было, покрылись ухабами да ямами - так Борис Андреевич к начальнику МЖКХ Василенко:
- Александр Дмитриевич, тебе не стыдно за такие дороги, в одном ведь селе живем?
Где отгрейдеровали улицы и переулки, где гравием подсыпали. Тоже большое село, например Таежка, а дорог грейдер, пожалуй, несколько лет не касался. Приказать староста, конечно, никому и ничего не может, а вот науку просить ему просто необходимо было освоить.
Живет село в полной - по электрической связи - изоляции от райцентра и других населенных пунктов. Таких деревенек в районе нынче через одну. Нет даже рации, чтобы при каком-то ЧП достучаться в милицию, больницу или в пожарную часть соседнего Арсеньева. Чтобы, наконец, посоветоваться старосте с настоящими властями. Порой приходится принимать важные решения на свой страх и риск, пока крупных осечек не было. Поэтому районное начальство крепко надеется на старосту.
- Для меня он и авторитетный первоисточник в оценке обстановки на селе, и помощник в смягчении социальной напряженности, - говорит глава муниципальной администрации Вячеслав Шаповалов. - А над телефонизацией мы работаем, как раз сегодня “пробиваем” беспроводную связь с радиусом действия в 30-40 километров. С помощью депутата Госдумы Светланы Горячевой.
...Невысокий, подвижный, с кепочкой на голове, Савов вполне сойдет за рядового пуховца. А он и есть рядовой. Но рядовые - они ведь разные бывают. Савов из тех, кто умеет держать строй. Если даже в нем, в строю, что-то не ладится.