Ученик и учитель - коллеги
Спросите, что такое Азиатско-Тихоокеанская школа, и вам ответят: “Это учебное заведение, в котором школьники и преподаватели называют друг друга коллегами, а выпускники все до единого поступают в вузы”. В чем секрет такого успеха? Это корреспондент “В” и попытался выяснить в беседе с исполнительным директором Мариной Крамар.
- Как вам удается добиться таких результатов?
- Причин несколько. У нас в школе только старшие классы. При наличии серьезных образовательных программ двух-четырех лет вполне достаточно, чтобы добиться хороших результатов. Даже если ученик пришел с проблемами. Кроме этого всем известна простая истина - чем старше человек, тем сложнее ему учиться. А 13-15 лет - самый подходящий возраст для серьезного образовательного старта.
И третья, не менее важная причина. Формирование школьных программ - дело долговременное и интеллектуально емкое. Необходим коллектив, готовый много времени посвящать не только непосредственной работе с детьми, но и образовательным новшествам. Мы свои программы старшей школы отрабатывали в течение 6 лет в режиме дополнительного образования, до того, как в прошлом году перешли к основному. Не меньше времени займет “обкатка” учебных программ для среднего звена школы. Поэтому пока работаем только с 8-11 классами.
Справка “В”
Первые образовательные программы Азиатско-Тихоокеанской школы (АТШ) были подготовлены в 1990 году на базе всероссийского детского центра “Океан”. Год спустя они прошли экспертизу в Центре педагогических инноваций при министерстве образования.
С 1992 года АТШ существует при университетской корпорации “Школа культурной политики” (г. Москва). С 1994 года школой реализовано несколько региональных образовательных программ совместно с краевой администрацией и при поддержке агентства международного развития США. АТШ лицензирована и аккредитована. Средний возраст сотрудников - 31 год, 65 процентов преподавателей - мужчины.
- Чем порадует школа к 1 сентября?
- Основных новостей две. Первая - мы расширили круг предоставляемых услуг, ценовой коридор которых - от 200 до 1 тысячи 400 рублей в месяц. Появилась система финансовых льгот, связанных в том числе и с успеваемостью.
Вторая новость - введены две специализации: “Культура и политика Востока” и “Финансово-экономический менеджмент и Интернет”. Появление этих специализаций вовсе не означает, что мы готовим переводчиков и финансистов. Если потом кто-то из ребят захочет продолжить свое образование в этом направлении - прекрасно. У него уже есть хорошая база. Главное же здесь - формирование общекультурного фона и соответствие школьного образования требованиям современности.
- Какой смысл вы вкладываете в понятие “современная школа”?
- Современная школа - школа, идущая в ногу со временем. Думая о будущем своих выпускников, непозволительно ограничиваться только преподаванием общеобразовательных предметов - физики, химии и т. д. Дети при этом вырастают, но не взрослеют. Накапливают запас навыков, но применить их в нестандартной ситуации не могут. А ведь требования, предъявляемые к молодым людям современным миром, состоят именно в мобильности - умении быстро учиться, быстро осваивать разные конкретные участки работы. Это особенно важно.
Для того, чтобы школьники научились анализировать ситуацию, аргументировать свое мнение и делать прогнозы, в АТШ введены практические курсы по гуманитарной подготовке. Для выпускных классов - специальные экзаменационные тренинги. Мало хорошо знать учебный материал - нужно уметь его продемонстрировать на экзамене.
Знания, усвоенные каждым учеником, проверяются и отшлифовываются в интеллектуальных соревнованиях, на традиционном конкурсе “Управленческие игры”, в ученических конференциях и олимпиадах.
Кроме того, школа не может не учитывать требований современности. Сетевые компьютеры, Интернет-класс, несколько иностранных языков - все это сегодня есть в АТШ.
- Многие родители сетуют на то, что современные старшеклассники инфантильны и безответственны. Не умеют самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки...
- Не могу с этим согласиться. Это скорее характеристика тех учреждений, в которых учатся дети. Если в школе специально созданы условия, где подростки могут самостоятельно организовывать различные дела, если им доверяют, помогают и учат, то об инфантилизме уже просто нет речи. То, что школьники делают в АТШ, имеет серьезный статус. Проводятся рыночные исследования, выпускается газета, которую с удовольствием читают ровесники, снимаются фильмы, выходящие на телевизионный экран. Школьники играют (и выигрывают!) в КВН. Очень увлекательно и полезно этим заниматься. И всякие соблазны, дурные компании остаются за бортом. Не до них - делом человек занят.
А главное, при этом появляется опыт менеджерской работы и формируется “взрослый”, деловой подход к жизни. Для того чтобы в этом убедиться, нужно только попробовать.
Адрес Азиатско-Тихоокеанской школы: пр. 100-летия Владивостока, 103, Дом молодежи, каб. 301, 302. Тел. 319-022.