Как “Москва” прибыла во Владивосток
После основания на Дальнем Востоке русских портов перед правительством России встала задача - организовать новую пароходную компанию
Летом 1878 года Россия закупает в Германии 3 парохода и дает им имена: “Москва”, “Россия” и “Петербург”. А некоторое время спустя в прессе появляется краткое информационное сообщение: “...общество Добровольного флота, в целях содействия развитию торговых сношений европейской России с русскими, китайскими и японскими портами Восточного океана, предоставлением более удобных средств как для ввоза в тот край, так и для вывоза из него грузов открывает с будущего, 1880 года при посредстве своих пароходов регулярное товаро-пассажирское сообщение между Россией и вышеуказанными портами.
Первый пароход будет отправлен из Одессы около марта будущего, 1880 года, а затем в случае накопления грузов будут отправлены другие пароходы в промежуток между 1-м числом марта и 1-м числом мая”.
Среди русских купеческих фирм эта информация вызвала бурное оживление. Это начинание способствовало расцвету торговли и в западных странах, и в Восточной Сибири, и в Приамурском крае.
К первой отправке грузов 16 московских и одесских торговых фирм предложили более 60 тысяч пудов грузов, главным образом промышленных и продовольственных товаров.
На обратный рейс Добровольный флот решили зафрахтовать 6 московских торговых фирм. Они хотели получить ходовой товар - чай, причем первого сбора, не из рук английских купцов, а непосредственно из Китая, из провинции Ханькоу. С тем чтобы он успел попасть на Нижегородскую ярмарку.
Первый рейс решили сделать из Одессы во Владивосток, назначив для этого пароход “Москва”. Капитаном назначили опытного военного моряка - капитан-лейтенанта С. Н. Чирикова. В команду вошли матросы, прошедшие крепкую матросскую выучку на военных кораблях.
Утром 26 февраля 1880 года в Одесском порту собралось не так уж много провожающих. Желающих совершить дальнее плавание было еще меньше - 2 рисковых коммерсанта. Через неделю пароход прибыл в Египет, в Порт-Саид, где запасся углем.
На 18-е сутки “Москва” увидела Сингапур. За это время она прошла уже около 4750 морских миль. После небольшого ремонта и пополнения запасов угля и пресной воды судно взяло курс на Владивосток.
К слову, сингапурская пресса изрядно разрекламировала русский пароход, сообщив, что “Москва” обогнала один из самых быстроходных пароходов Англии, специализировавшийся на перевозке чая.
12 апреля “Москва” прибыла в порт назначения. Это событие стало настоящим праздником для жителей и гостей Владивостока, чего не скажешь об англичанах, которые увидели в “Москве” опасного соперника. Они решили помешать русскому пароходу успешно продолжить рейс. И сделали свое черное дело: во время стоянки в порту Ханькоу пароход “Брикошир” неожиданно “сорвался с якорей сильным течением” и, навалившись всем корпусом на русский пароход, причинил ему большие повреждения. “Москва” встала на ремонт.
Тем не менее уже 22 мая русское судно, груженное чаем, вышло из Ханькоу. А спустя 1,5 месяца, 10 июля, “Москва” прибыла в родной порт. Вся Одесса встречала моряков-победителей овациями.
Этот рейс дал начало регулярному торговому морскому сообщению между портами России, Запада и Дальнего Востока.
В этом же 1880 году на Дальний Восток ушли “Россия”, “Владивосток”, “Петербург” с переселенцами.
Регулярное морское сообщение в 80-е годы прошлого столетия дало колоссальный толчок для развития и укрепления российского государства на берегах Тихого океана. Вплоть до ввода в эксплуатацию Великого сибирского железнодорожного пути морские перевозки по линии Владивосток - Одесса были самым доступным, дешевым и надежным средством сообщения центра России с ее восточными окраинами.