Как важно вовремя свалять дурака
“Гилберт Грэйп” (психологическая драма) США, 1993, 118 мин. Режиссер - Ласс Халльстрем. В главных ролях: Джонни Дэпп, Леонардо Ди Каприо, Джульетт Льюис, Дарлин Кейтс, Кристин Гловер
Пойдя ко дну вслед за “Титаником”, Леонардо Ди Каприо обеспечил себе личное бессмертие, мгновенно оказавшись на пике популярности. Шумиха вокруг этого имени уже приобретает явно нездоровый оттенок. Все газеты от бульварных до респектабельных пестрят его портретами и сообщениями о каждом телодвижении, предпринятом новоявленным кумиром масс: вот он примерил железную маску и королевскую мантию в новом костюмно-приключенческом фильме (а фильмец-то получился наибанальнейшим!), вот он закадрил очередную “звездульку” на голливудской тусовке (а на дружеских вечеринках, по свидетельству очевидцев, частенько кричал спьяну, что “ненавидит всех девок на свете!”), вот он пообещал по осени привезти свою ослепительную улыбку в Москву для наглядного участия во всероссийской акции “Улыбнись соседу” (а нам при нынешней жизни не то что улыбаться, а даже в глаза смотреть соседу стыдно!). Одна моя знакомая, уже не юная и весьма серьезная, теперь не только собирает все, что связано с именем Леонардо, но и периодически выходит в Интернет, чтобы пообщаться с такими же “товарищами по несчастью”, как и она. Другая хорошая знакомая, глядя на все это, выражает искреннее недоумение - как вообще можно любить “это хилое бесполое существо со следами вырождения на лице и взглядом имбецила?!” Когда мнения об одном и том же субъекте обнаруживают свою крайнюю полярность, впору задаться вопросом: “А был ли мальчик?..”
С уверенностью заявляю, что был. Только гораздо раньше, чем поднялся на борт “Титаника”. И был он не романтически влюбленным художником, а полнейшим идиотом, писающим в штаны (и тут одна из моих знакомых в каком-то смысле оказалась подозрительно права). Речь я, конечно же, веду не о самом актере, а о персонаже, гениально им сыгранном 5 лет назад в фильме “Что гложет Гилберта Грэйпа”, недавно появившемся у нас на лицензионном видео под более лаконичным названием “Гилберт Грэйп”. Фильм, надо сказать, эпохальный и в свое время изрядно нашумевший в киношной среде. И теперь мы, хоть и с опозданием, но можем убедиться, откуда взялся мальчик...
В 1993 году, когда скандинавский режиссер Ласс Халльстрем по заказу лондонской кинокомпании Jam Entertainment приступил к съемкам картины про братьев Грэйпов, за плечами 19-летнего Леонардо Ди Каприо было участие в нескольких рекламных роликах и телесериалах, заметная роль в фильме “Жизнь этого парня” и нарождающийся имидж нового романтического героя Голливуда. И никакого актерского образования. Упрямому Леонардо пришлось проходить много проб, чтобы доказать режиссеру, что несмотря на смазливую опереточную внешность, он может сыграть в его постановке роль неухоженного дурачка. Он своего добился. И всех удивил...
Действие фильма происходит в забытом богом городке Эндора (всего-то 1000 жителей!) в штате Техас. Как и в любой провинции, бытие здесь скучно и однообразно, а настоящая жизнь - где-то далеко и мимо. Унылая работа в магазинчике. Вместо романтического любовного чувства, присущего юношескому возрасту, - тоскливое исполнение обязанностей любовника стареющей клиентки. Причем второпях, на кухне, пока дети гуляют и не пришел с работы муж. Вдобавок ко всему - семейные проблемы. Отец много лет назад повесился. Красавица мать после нервного потрясения чудовищно растолстела, так что еле передвигается и не выходит из дома, чтобы не вызывать насмешек окружающих (“Большой кит, выброшенный на берег, - это она, наша мама”). Старший брат от всего этого сбежал подальше. Сестры сидят в девках. А младший брат Эрни и вовсе родился недоумком - скоро ему стукнет 18 лет, а он так и остался на уровне 5-летнего пацана. Все это как раз и гложет главного героя Гилберта Грэйпа, роль которого играет в фильме сексапильный длинноволосый Джонни Дэпп. Он терпеливо несет свой крест, понимая, что “судьбу не выбирают, с ней живут и умирают”. Ветер странствий и перемен привозит с собой заезжая девушка Бекки (Джульетт Льюис), в которую наш герой, конечно же, влюбляется...
Казалось бы, такая расстановка сил и хитросплетений сюжета дает все основания для того, чтобы сделать из этой истории жгучую мелодраму, приправленную сиропом и патокой в духе пресловутой голливудской политкорректности по отношению к убогим. Но скандинавы, взявшиеся за дело, привнесли в фильм разумную сдержанность и аскетизм. Психоделическая музыка Алана Паркера, филигранная по освещению работа Свена Нюквиста, “фирменного” оператора Ингмара Бергмана, продиктовали картине особую тональность. Получилось спокойное, неторопливое, фактографическое кино, лейтмотив которого - почти христианское смирение, мудрость и доброта. Временами фильм вообще до странности напоминает “Жертвоприношение” Тарковского - особенно в финале, когда молодые герои сжигают свой дом вместе с огромным телом умершей матери.
На этом фоне удачно высвечивается и актерский талант Леонардо Ди Каприо. Он играет так, что напрочь забываешь о его звездном имени. Вживание в образ слабоумного подростка - на грани мистики! Мимика, жесты, интонация голоса, взгляд, походка подверглись такой метаморфозе, что просто оторопь берет. Актеру не хватило нескольких академических голосов, чтобы получить за эту работу “Оскара”. Жаль. По-моему, это лучшая роль в его кинокарьере. Подурачившись, мальчик стал мужчиной. И теперь - как сказано в финале “Гилберта Грэйпа” - “мы можем уехать куда угодно, если захотим”... Только правильно выбирай курс, Леонардо!..