Нашествие богов

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В тот день Лена прокричала матери: - Да оставьте вы меня в покое, вы не мои родители! Вы - от сатаны! Ваше назначение - увести меня от истины, в грех. Я не верю вам. Я верю только им!

За те несколько кошмарных месяцев, когда Лена, умница, ласточка, студентка медицинского института, уходила в церковь Муна, Тамара Ивановна постарела на десяток лет. Знакомые не узнавали ее: отрешенный взгляд, бесконечно усталое лицо. Тамара Ивановна боролась. Как тигрица за своего тигренка.

Лену взяли за душу вкрадчивыми, изумительно правильными словами. Скоро и она сама заговорила - о вселенском разуме, о Христе, о пошлости и подлости всего происходящего на земле: убийства, наркомания, войны, разврат, бездуховность, горе людское... Не с чем спорить: моря, океаны дряни. А в противовес - чистые отношения “посвященных”, духовное самосовершенствование, обращение к непреходящим истинам, к Библии. Что ж тут плохого и почему Тамара Ивановна почуяла неладное? Заговаривала с дочерью о скрытых целях сект - “западная пропаганда, оболванивание, вербовка молодежи”... Стандартные формулы из газет 70-х годов отскакивали как горох - Лена смотрела с удивлением и брезгливостью: мама, о чем ты?

И вдруг дочь вообще исчезла. Последний экзамен за 3-й курс был сдан, начались каникулы. А Лена не пришла вечером, не пришла к утру. С рассветом Тамара Ивановна отправилась по “явкам” - она уже знала адреса “мунитов”. Трясла их всех, умоляла, угрожала, потом упрашивала христом-богом. Лена нашлась через сутки, в “храме” - община снимала по городу квартиры - в обществе таких же девчонок и парней, там шел “семинар” для новообращенных. Те, кто прожил там дольше, выглядели изможденными: строжайший пост (хлеб-вода), молитвы - почти круглосуточно, смирение. Шла жестокая работа по “самосовершенствованию”... Лена ехать домой отказалась.

Потом были бесконечные хождения по властям: ну сделайте что-нибудь! “Закройте” этих заморских проповедников, помогите, подскажите, что делать! Ничего... Свобода совести и вероисповедания. Если секта не засветилась насилием - ничего. Ходила Тамара Ивановна и к руководителю общины - обаятельное лицо, блестящая, убедительная речь. “Ладно, верьте во что хотите, творите что хотите - только отстаньте от моей дочери!” - и опять Тамара Ивановна умоляла, угрожала, убеждала.

А потом сделала просто отчаянное: собрала друзей в военной форме, те пришли и устроили на квартире сектантов погром, выгнали девочек и мальчиков во двор, спустили с лестницы “учителя”. Благо, обошлось без травм. Силой привели домой Лену...

И вдруг наступила тишина. То ли “учителей” достала “бешеная” мамаша, то ли испугались скандала: затихли. Перестала рваться в общину и Лена. Но возвращение в “грешную” жизнь было трудным и мучительным.

На днях я встретила Тамару Ивановну: стремительная, помолодевшая. Очнулась от тяжкого сна. “Лену спасла только моя настойчивость. Я била во все колокола. Не исключаю и чуда какого-то... Смирилась бы - и потеряла дочь навсегда...” У Лены, слава богу, все хорошо.

“Церковь Объединения (церковь Муна) - одна из самых крупных в мире религиозных организаций. Ее основатель - кореец Сан Мен Мун, объявивший себя новым мессией, Иисусом Христом во втором пришествии. Его учение основано на своеобразном прочтении Библии, на том, например, что в первом своем пришествии Христос не выполнил до конца своей миссии - освободил людей духовно, а телесно не успел, и потому все люди - не дети божьи, а дети дьявола. В своем четвертом браке Мун наконец нашел святую женщину, и теперь все, кто принимает обряд крещения по Муну, - члены его “божьей” семьи, его приемные дети. Настоящие же родители - дьявольское отродье. Мун лично для своих “детей” подбирает для супружества пару - по фотографиям и по особому “божественному” провидению. Супруги, как правило, из разных стран, встречаются лишь на свадьбе или накануне. Церемонии бракосочетаний - блессинги - проходят в Южной Корее”. (Из официальных документов).

* * *

В Приморье зарегистрирована 141 религиозная община, 29 конфессий. Еще около полусотни - не зарегистрированы. Нашествие миссионеров со всего мира - просто беспрецедентно. Нет сомнений, все это имеет большой политический смысл. Свобода? Увы, нет. Раздрай. Духовное разъединение - когда нужны хотя бы некоторые собранность и единство. Вокруг идей и веры, проверенной веками...

У нас есть свидетели Иеговы, церковь Объединения (церковь Муна), Дом жизни, Путь к силе, гуманитарный центр Хаббарда, языческая община Родная Вера Уссури, “Институт тождественности”. Есть и община “Ананда Марга” - из тех самых, которые свой обряд посвящения по традиции проводят ночью на кладбище или на площадке для кремирования трупов...

По городу с блаженными лицами ходят кришнаиты: они счастливы и умиротворены. Они не пьют водку, не курят, не сквернословят. Они духовно растут, копаются в тайнах мироздания и в себе. Они исключительно дружелюбны. Настоящее счастье, предел мечтаний любого родителя.

Только почему так тревожно смотреть на этих “счастливчиков”? Единственно ли от того, что мы воспитаны на пионерских истинах? Безбожие - тоже напасть, только почему эти новые религии вызывают такое чувство опасности? А может, они так же жалеют нас - не постигнувших нечто, непосвященных?

* * *

Кришнаит Саша любит рассказывать про свою печально складывавшуюся жизнь: пил, покуривал наркотики, которые властно стали затягивать, и вдруг - встреча с истиной, жизнь обрела смысл.

Кстати, этот любимый аргумент в пользу своей “спасительной” деятельности приводили все, с кем пришлось встречаться во время подготовки материала: что лучше - чтобы ваш сын колол наркотики или занимался духовным самосовершенствованием?

“По данным исследований, люди, которые попадают в эти новые религиозные организации, по своим психологическим данным НЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕНЫ к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению, - говорит преподаватель факультета психологии ДВГМА Светлана Данченко. - Если даже в судьбе кого-то из них такие ситуации имели место, чаще всего они не носили патологический, необратимый характер. Эти ребята потому и приходят сюда, что отличаются от сверстников склонностью к самокопанию, поиску смысла жизни, истины. Они весьма умны, глубоки и нравственны. И еще склонны к подчинению. Другая черта - невысокий уровень ответственности: “Все во власти бога, от меня ничего не зависит”.

Многие религиозные общины построены с точным знанием психологии, особенно подростковой. А ее азбучные истины таковы: приходит время, когда молодой человек начинает всеми силами высвобождаться из-под опеки и контроля родителей. При этом возникает потребность сбиваться “в кучки”, быть “своим” в группе сверстников, где его понимают, принимают, ценят. А еще в это время подростки интуитивно ищут человека, который стал бы помощником и советчиком - значимым взрослым”.

Боже мой, как встречают новичка в церкви Христа: заглядывают в глаза, дружески обнимают за плечи, протягивают книжицу с псалмами. Парень застенчив, ему познакомиться - проблема из проблем, а тут - полный зал лучших друзей и подруг. Отныне его здесь не просто принимают - любят! Уважают! Он интересен, он нужен.

Уже потом жесткая психологическая обработка ляжет на подготовленную почву. “Жень, чего ты хочешь в этой жизни добиться?” - спрашивала я молодого парня из церкви Христа. “Дать людям шанс спастись. Сам я уже спасен...” Женя искренне не понимает, ну почему его религиозную группу обзывают в прессе тоталитарной, деструктивной. Он все делает добровольно, у него - высокая духовная миссия!

“У каждого наставника есть несколько учеников, которые, в свою очередь, являются наставниками и имеют своих учеников. Наставник постоянно контролирует учеников, принимает от них ежедневные отчеты обо всем, что с ними произошло за день. Ученик ответствен перед наставником за каждый свой шаг. Этим достигается ежеминутный и тотальный контроль, поддерживается строгая полувоенная дисциплина. Главная цель - создать атмосферу, в которой наставник всегда прав, его слово - окончательно, его власть - абсолютна. Вследствие длительного нахождения в церкви Христа у адептов наблюдается сужение духовного и интеллектуального кругозора, подавление способности критического и самостоятельного мышления, аномальные психические изменения, потеря друзей вследствие замкнутости на общении с членами секты, потеря интереса к учебе или работе...” (из официальных документов).

* * *

Час венчания приближался. В храме общества сознания Кришны в Садгороде отбивали ритмы бубны, приехал и священник - белобрысый и дебелый, он смотрелся немного комично среди индусских символов. Жених и невеста были совершенно искренни, женились по любви. В окружении преданных они совершали малопонятные действия и произносили слова на чужом языке. Прямо в помещении зажгли ритуальный костер, куда вливали ритуальную жидкость. Ритм убыстрялся, напряжение и громкость заклинаний священника нарастали. Шаман! Голова закружилась от дыма...

“Я провела у кришнаитов месяца два, мне были интересны эти люди, - говорит Светлана Данченко. - Когда время моей “командировки” закончилось, поняла: труднее всего мне будет без их специфической пищи. Там используются особые специи. До сих пор начинаю волноваться, когда мой нюх улавливает их где бы то ни было. В научной литературе есть исследования на тему, какие ритмы используются в богослужениях общества сознания Кришны и других религиозных групп: это известные технологии введения в транс. Кроме того, для нас, жителей северных и средних широт, неестественна вегетарианская диета, она изменяет ряд биохимических процессов в организме, делая более восприимчивой и психику”.

Добавьте сюда жесткий распорядок дня: подъем в 4 утра, чтение мантр - 1728 раз в сутки. Они ходят и бормочут свое однообразное “Харе Кришна...” везде, всюду и всегда: воспевание святого имени приближает к истинному благочестию.

И вытесняет любые другие мысли...

* * *

Дмитрий Слободчиков в общине отвечает за связи с прессой. Родители - инженеры, живут в Хабаровске. Лет 6 назад Дима бросил тамошний медицинский институт, в котором был далеко не последним студентом. Бритая голова, хвостик сзади, умен и бесконечно доброжелателен. Но - ни слова без своего бога... “Дима, вы читаете что-нибудь, кроме своей духовной литературы?” “Если человек хочет духовно совершенствоваться, ему не рекомендуются светские книги, там - мирская любовь, вожделение, мир материальных интересов - могут проснуться низменные потребности. Материальная жизнь оскверняет человека”. “Вы могли бы стать хорошим врачом...” “Болезнь - это карма, лечить - бесполезно”.

Нельзя... Нельзя читать Пушкина, Толстого, Бунина, Есенина, нельзя слушать Чайковского и Рахманинова, суета - положить жизнь на алтарь науки. “Менделеев ничего не открыл - Бог все знал и вложил ему в голову эти идеи...” - убеждал меня кришнаит Дима. (Любопытно, что потом то же самое утверждали и ребята из церкви Христа). Женщины - люди с низким интеллектом. Театр, литература, кино - бессмысленная трата времени. Дети - побочные продукты тела. Секс - только для зачатия, остальное - отвратительно.

“...Отсутствие привязанностей, свобода от затягивающего влияния детей, жены, дома и прочего... - все это Я провозглашаю знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество” (“Бхават-Гита как она есть”).

Недавно общество сознания Кришны, кажется, осознало свои “ошибки”: теперь преданным рекомендуется не бросать учебу и работу, не идти силой наперекор воле родителей, не слишком конфликтовать. Гораздо лучше, когда человек находит слова для убеждения всей своей семьи...

* * *

По данным аналитиков Государственной думы, в различные культовые новообразования уже вовлечено от 3 до 5 млн. человек, 70 проц. из них - молодежь. Почти треть бросила учебу. Разрушено до 250 тыс. семей. Вышедших из сект 1 на 1000.

* * *

Да, вера нужна людям как воздух. Но почему эти люди здесь? Наши традиционные религии не отрезают человека от светской жизни (разве что монахов), а помогают ему, дают силы. Многие чужие - заменяют жизнь... Ревнуют к жизни. Презирают ее. Этим парням место, как там раньше писали газеты, в море, в тайге, на стройке, у операционного стола, в конце концов. Боже мой, если бы Пушкин или Менделеев были кришнаитами. Или, скажем, адептами церкви Христа. Ничего бы не было. Ни “Я помню чудное мгновенье”, ни “У Лукоморья дуб зеленый...” Ничего.

Каждая из новых религиозных общин претендует на господство над умами всех людей планеты, мечтает перестроить мир по своему образу... Представляете - Владивосток, поделенный на сферы влияния - между “Харе Кришна” и “Ананда Марга”... Все - в оранжевых и белых хитонах, все умиротворены и блаженны...

Нет, извините уж меня, но я с особой силой полюбила фанатиков. Фанатиков дела. Я боготворю хороших врачей и знаю таких немало. Прихожу в восторг от полета мысли инженера-компьютерщика, который открыл свой, круто настоянный на математике метод спасения человечества от болезней. Преклоняюсь перед энциклопедически образованным своим преподавателем литературы, перед химиками и физиками, колдующими в своих лабораториях. Они безнадежно грешны, им не светит спасение.

Но великая им благодарность за то, что строят они этот мир. Такой несправедливый. Но такой живой и здешний...

Автор благодарит сотрудников сектора по работе с религиозными организациями администрации края за помощь в подготовке материала.