Воспитательница морских “детей”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Таких специалистов в городе Владивостоке по пальцам можно пересчитать. Дрессировщица морских животных Анжелика РУБЕЦ вот уже 10 лет работает с этими удивительными созданиями и радует зрителей необычными номерами, с блеском исполняемыми ее питомцами

- Особенно чувствительны котики. Когда я сержусь, они реагируют очень болезненно - сбиваются, нервничают.

С котиками я работаю уже 2 года. Недавно за моей работой долго наблюдала женщина средних лет. Оказалось, она не может справиться со своими тремя сыновьями и решила попросить у меня совета. Может быть, она и права - животные очень напоминают людей. Правда, с котиками иногда интереснее и полезнее общаться, чем с людьми. Только не подумайте, что я человеконенавистница - прощать умею.

- В дельфинарий ведет необычный путь?

- В школе я очень много читала о морских животных. Под впечатлением от прочитанного поступила в Дальрыбвтуз. В это время во Владивостоке и открылся дельфинарий. Увидела белух - влюбилась до умопомрачения, стала проситься работать на общественных началах. Поначалу не пускали, потом разрешили работать с белухой Тайфун. А когда привезли котиков, мне уже доверяли. С тех пор с ними. И не жалею. Через 2 года учебы в Дальрыбвтузе перевелась в ДВГУ, на биофак. Написала курсовую по поведению котиков и белух, опровергла мнение о том, что нельзя наблюдать естественное поведение животных в дельфинарии. Потом диплом по поведению белух защитила на “отлично”. И вот уже 10 лет дрессирую морских животных. Мама поначалу противилась, говорила, что это небезопасно, а теперь смирилась и даже помогает советами.

- У вас музыка постоянно играет. Это тоже чей-то совет?

- Это само собой получилось, так веселее. Ведь в некоторых номерах животные танцуют. Стараемся подбирать веселые мелодии, в основном “Бони-М”.

- С животными вы строги?

- Когда дрессирую - конечно. Бывает, даю слабинку, но чуть-чуть, если вижу, что питомец не может что-то сделать. Тогда котик сам находит альтернативу невыполненному номеру или приему. Надо сказать, что такая совместная работа делает выступление наиболее гармоничным и разнообразным. Но так я стараюсь поступать как можно реже, ведь если питомцу дать волю, то через некоторое время уже не ты будешь его дрессировать, а он тебя. Как-то упустила это из виду, и котики стали выполнять команды неправильно. Есть такой номер - берет котик мячик на нос и плывет к трапу. Вместо этого Микки толкал мяч до самого трапа, а потом брал его на нос и выскакивал из воды. Очень долго пришлось отучать его от этого. С тех пор стараюсь не прозевать момента, когда они проявляют своеволие.

- У вас есть заветное желание?

- Хотелось бы, чтобы дельфинарий был стационарным, чтобы перспектива в работе была. Сейчас неизвестно, что произойдет через год-два. Теперешнее состояние дельфинария ужасно, он настолько проржавел, что непонятно, как на плаву держится. А еще хочу куда-нибудь за границу съездить, посмотреть на их дельфинарии. Говорят, на Кипре очень хороший. В крайнем случае куда-нибудь поближе - в Японию или в Корею, на остров Миллионеров. Может, узнаю что-то новое о работе дрессировщиков, да и вообще интересно на их методы работы посмотреть.

- Почему все-таки именно вас взяли в дельфинарий?

- Особо жесткой конкуренции, конечно, не было, но конкурс все же был. Немало девчонок мечтают об этой профессии. Но я, видимо, больше всех намозолила глаза. В конце концов разрешили остаться. Правда, с усмешкой - все равно долго не продержится. Думали, похожу месяца два-три и брошу, как только запал кончится. До сих пор некоторые так считают. Только я не собираюсь с животными расставаться. По-моему, я нашла свое место в жизни.

- Вы ведь и в Севастополе работали?

- Да, в бухте Казачьей. Там в то время достраивался стационарный дельфинарий. У нас в бухте Витязь тогда был военный дельфинарий под начальством Б. Журита, умного, волевого человека. Но он решил уйти и открыть собственное дело, собирался построить стационарный дельфинарий во Владивостоке. Но как всегда не было денег, и он уехал в Севастополь. Во Владивостоке он покупал котиков и белух, бывал у нас. А потом пригласил нас с мужем для совместной работы. Мы, недолго думая, все бросили и улетели. Работали там с сивучами, с серыми тюленями и котиками. Работали с радостью, но пробыли недолго, около полутора лет. Оказалось, что мне не подходит климат, да и жить пришлось во времянках. Сильно болела, пришлось вернуться.

- Сейчас проблем меньше?

- Как сказать. Вечная проблема - финансирование. Мы стали бюджетниками, и это не радует. Взял бы кто-нибудь нас в свои руки - было бы легче. Главное, конечно, техническое состояние дельфинария. Особенно плохо во время осенних штормов, мало ли что может с животными произойти в таких условиях. Бывает, так бултыхает, что к ним даже трап не перекинешь. Остается только надеяться, что все обойдется.

- А с кормом как?

- Были как-то перебои, но все быстро наладилось. Другой вопрос - кормовое разнообразие. Хотелось бы, как в других дельфинариях, иметь разную рыбу. Правда, летом котики сами разнообразят свой стол - сквозь ячейки в ограждении заходит красноперка, корюшка. Тогда наши питомцы лакомятся вволю.

- Помощников себе уже подобрали?

- Пока, к сожалению, нет подходящей кандидатуры. Не те сейчас идеалы, не те книжки дети читают.

- А вы по-прежнему любите читать?

- Зимой от книг почти не отрываюсь, люблю детективы и психологические триллеры. Ну и, естественно, книги о животных.

- Животные - надежные друзья?

- Самые надежные.