Церковь не имеет права на ошибку
Сегодня в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, как раз в 80-ю годовщину расстрела последнего российского императора и членов его семьи, будут захоронены, а вернее перезахоронены их останки, с чьей-то легкой руки получившие название екатеринбургских.
Пышной и торжественной церемонии по этому поводу не получится. Во-первых, председатель “похоронной комиссии” Немцов и
с.-петербургский губернатор Яковлев так и не убедили россиян, озабоченных куда более насущными проблемами, в исключительной значимости этой акции. И теперь можно рассчитывать разве что на ироничное, если не злорадное любопытство народонаселения к предстоящей процедуре. Во-вторых, господа ученые как-то скандально убеждали православный мир в истинности царственных останков - спорили, горячились, чего-то недоговаривали. В общем, не было у исследователей единодушия. И в итоге, в-третьих, церковь вполне резонно засомневалась: а точно ли это те кости, все ли они собраны и не затесались ли среди них чужие? И решила не рисковать, посчитав, что в атмосфере “смущения и противостояния в обществе” участие в этой процедуре предстоятеля Русской православной церкви, равно как и любых других ее иерархов невозможно.
А без патриарха какая же пышность, какие торжества? И вслед за ним в С.-Петербург отказались ехать и президент, и премьер, и прочие приглашенные. Правда, учитывая просьбы светских властей о сопровождении захоронения подобающими церковными действиями, Синод благословил проведение панихиды. И только.
Панихиды в ознаменование 80-летия скорбной даты пройдут и во всех православных храмах. В этот день будет зачитано специальное послание Священного синода “к полноте Русской православной церкви”, в котором, в частности, говорится: “Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства”...
Почему же, несмотря на довольно веские аргументы государственной комиссии по идентификации останков, церковь не может признать их абсолютными и отказывает в подобающей торжественности при их захоронении?
- Тому есть несколько причин, - разъясняет позицию РПЦ секретарь миссионерского совета Владивостокской епархии, исполняющий обязанности пресс-секретаря владыки Вениамина иеродиакон Иннокентий. - Как уже не раз говорил Святейший патриарх, церковь не имеет права на ошибку. А та атмосфера, в которой проводились исследования, такую ошибку не исключает.
Прежде всего мы прекрасно осведомлены о сложившейся ситуации вокруг экспертизы. Ведь далеко не все ученые согласны с выводами комиссии. И небеспричинно. Материалы следствия 1918 года и современные не просто разнятся, а порой противоречат друг другу. Мало того, в 40-50-х годах уже производилось вскрытие могильника, причем без соблюдения необходимых формальностей. И теперь ни один серьезный археолог не поручится за чистоту эксперимента. По крайней мере, по анализу почвы сейчас невозможно установить точное время захоронения.
И потом, как можно признать абсолютно истинными выводы, основанные на исследованиях одной комиссии, пусть даже государственной, без оценок независимых экспертов? В судопроизводстве такие материалы были бы просто-напросто возвращены на доследование за недостаточностью доказательств.
Кроме этого существует такое понятие, как историческое предание, или дух церкви. Многие уверены в том, что члены царской семьи уничтожены почти полностью. Известно, что праведному Иоанну Кронштадтскому было видение, когда сам царь предстал перед ним и сказал, что погиб как мученик за Россию и церковь православную и чтобы его могилу не искали - ее трудно найти. Этому посланию, или видению, церковь доверяет больше, потому что мы более живем таинственным духом, чем учеными выкладками.
Не исключено, что Господь явит нам честные останки царя. И их подлинность будет установлена не только научными доказательствами, а способностью к чудотворению. Пока же нет ни одного свидетельства о чудотворности “екатеринбургских останков”. А вот от подлинной иконки царя-мученика истекает благовонная мирра...
Учитывая все “за” и “против”, а также серьезные сомнения и даже противостояния в церкви и обществе, Священный синод высказался в пользу безотлагательного погребения екатеринбургских останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно их принадлежности и исчезнут основания для смущения, будет принято окончательное решение о месте их захоронения со всеми подобающими почестями.