“Белые воронята” танцуют “Шопениану”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Если 6-летний непоседа замер, забыв о “Чупа-чупс”, и не донес конфету до рта - это дорогого стоит. Виктор Васютин, директор хореографической школы, время от времени посматривал в зал - мальчишка сидел неподвижно. Значит, не зря старались и не зря пошел наперекор мнению большинства педагогов, утверждавших, что с “Шопенианой” дети не справятся

Он часто идет наперекор всем и всему. За это и не любим, и бит частенько бывает. Фигура, прямо скажем, неоднозначная. У власть предержащих нередко вызывает раздражение - со многими в свое время конфликтовал, вот и нынешний губернатор не жалует, даже 15-минутной аудиенции Виктор Федорович добиться не может. У обывателя же он вызывает скорее недоумение - что это за “белая ворона” в общественном транспорте разъезжает? В переполненном трамвае человек в безукоризненно отглаженном костюме, с бабочкой и кружевным платком в нагрудном кармане в лучшем случае нарывается на усмешку. Васютин давно к этому привык и, как сам говорит, несет “свой крест с достоинством и честью”.

О нем самом и о его школе в свое время писали много. В последнее время забыли, и живут они теперь как в вакууме, или по-другому можно сказать: школа стала оазисом в пустыне. Они как бы сами по себе. Вот и последний отчетный концерт в городе не особенно заметили. “Но ведь не нам, педагогам, признание нужно, - сокрушается Виктор Федорович. - Детей необходимо поддержать, они трудятся самозабвенно. Не в каждом хореографическом училище даже выпускники готовят такую сложную вещь, как “Шопениана”.

Что значит подготовить концерт в трех отделениях с классическими миниатюрами, одноактным балетом и танцами народов мира? Ничего особенного, просто проделать работу коллектива Большого театра. Не будем вспоминать про пророка в отечестве. Есть другая поговорка - холопы собственных бар всегда ругают. Мы как раз в роли этих самых холопов и выступаем: подумаешь - Васютин, подумаешь - школа. А школу-то эту пора уже с большой буквы писать. Потому что свою марку держит она очень высоко. И, на взгляд постороннего, бывает безжалостна - детей отчисляют. Хотя, наверное, правы педагоги - пусть перестрадает, пока маленький, пока судьбу не сломаешь. Здесь очень высоко установлена профессиональная планка. “Не опасаетесь ставить перед собой сверхсложные задачи?” - спрашиваю директора. “Я знаю их предел и цену, - отвечает Виктор Федорович. - А бояться в нашем деле нельзя”.

Он давно перестал бояться. Может быть, поэтому и существует (скорее - живет, процветает) во Владивостоке уникальная школа. Несколько лет назад, убирая мусор в старом здании и слушая восторженные речи о будущем ее величии, помощники крутили пальцем у виска - зарывается директор. Но ведь получилось! Теперь из этого сказочного дома ребят по вечерам выпроваживать приходится. Ну не тянет их после изысканной вежливости и безукоризненной чистоты в свою “хрущевку”, наполненную безысходностью и матом.

Между прочим, иностранцы, нередко посещающие школу, удивляются не только роскошному интерьеру, высокому профессионализму педагогов, прекрасной подготовке детей, но и тому, что учеба здесь бесплатная. В нашей-то стране и в наше время? Правда, за питание приходится платить. Но если ребенок проводит в этих стенах весь день, с 8 утра до 7 вечера, остается только спасибо сказать за то, что его грамотно накормят. Артистам балета, как известно, форму надо держать, пирожок на ходу не перехватишь. Поэтому и на кухне работают мастера высокого класса - к питанию подход научный.

Сколько лет борьбы может выдержать человек? Есть же какой-то предел даже для сильного характера. Может, ну ее, школу, на пенсию пора? “Да я уж давно пенсионер, - смеется Виктор Федорович, - только в первый год об этом забыл и пенсию не оформил, так что денег не получал”. Уйти он не может. Потому что есть еще одна большая мечта. Школа-то краевая, а детей из районов практически нет - интернат так и не построен. Обещанного, говорят, три года ждут. “Если бы мы могли отбирать талантливых детей со всего края, - мечтательно говорит директор, - мы бы стали лучшими в России”.

Однако уже сейчас, всего через несколько лет, прошедших после открытия хореографической школы, ее ученики поражают специалистов и радуют зрителей. Эти дети - тоже маленькие “белые вороны”. Может быть, их жизнь будет легче. Ведь большая “ворона” дорожку уже протоптала.