С инвалидной коляски - на тренажер

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Руслан Чуканов к своему положению привык. Привык, но не смирился. Сам из отчаяния выкарабкался и других за собой тянет. В 96-м году его избрали председателем общества “Владос”

- Сказали - действуй. Начал с нуля. За два года оброс бумагами, они даже в папку перестали вмещаться, пришлось купить портфель. Открыл счет в банке, получил юридический адрес. Но беда общества в том, что мы не принадлежим ни к одному району. Нам помогли лишь отремонтировать помещение на Часовитина. Там у нас спортзал с тренажерами, предоставленными католической службой милосердия. В этом зале тренируются члены общества и все желающие.

- По закону вам какая-нибудь помощь полагается?

- Путевки в обязательном порядке два раза в год. Лекарства. Автомобиль раз в 7 лет, инвалидная коляска. Выделяют только коляски, да и то прогулочных нет, только комнатные. И запасных частей днем с огнем не найти, а ведь покрышки стираются года за два.

- Никто не помогает?

- Почти. Спасибо городу - освободили от арендной платы за помещение, иначе мы бы не выбрались из долговой ямы. Нашлись добрые люди, которые помогли более 50 тысяч (новыми) заплатить за ремонт. Но благотворительность - дело невыгодное, редко кто хочет взваливать на себя дополнительную обузу.

- Бескорыстных людей совсем не осталось?

- Полностью бескорыстие, наверное, искоренить невозможно. Например, наш инструктор Александр Иванов работает на общественных началах, не получает ни гроша. У нас есть возможность платить только администратору, уборщице и охраннику. Мы все живем на пенсию, а она невелика.

- Нет возможности подрабатывать?

- Работа на контактном телефоне многих выручает. Человек при этом чувствует, что кому-то нужен, общается, расширяет круг своих знакомых. Когда у меня была машина, подрабатывал немного извозом. Сейчас я безлошадный. Раньше хоть какая-никакая помощь родителям была, теперь только 400 рублей пенсии. А ведь если бы не мама, я вряд ли бы так быстро смог справиться с бедой.

- Но ведь председателю полагается, наверное, зарплата?

- Полагается, только где деньги брать? Бывают моменты, когда хочется все бросить, да тут же мысль - на кого оставить организацию? В спортзал редко удается вырваться - времени не хватает, да и сердце пошаливает. А так хочется порой оторваться от суеты, запереться в спортзале и гонять тренажеры без остановки.

- Так много проблем?

- С 93-го резко уменьшилась помощь инвалидам в плане реабилитации. Люди, получившие травмы, часто не знают о санатории в Садгороде, о нашей организации. Помещение, которое мы сейчас занимаем, два года пустовало и никого не интересовало. Когда мы его стали обживать, оно понадобилось коммерсантам. “Бой” потребовал много сил.

Раньше попасть в санаторий не было большой проблемой, теперь на 140 человек выбили всего две путевки. А ведь “Садгород” - своеобразная мекка инвалидов всего Дальнего Востока. Там знакомятся, обмениваются телефонами, находят друзей. Каждый год 22 июня, в день организации нашего общества, в санаторий съезжаются все, кто может добраться. Да и в другое время собираемся вместе. Иногда устраиваем соревнования. В 96-м я даже занял 3-е место в автопробеге с элементами авторалли. В этом году тоже хотим устроить нечто подобное. Приглашали нас и в Нагано на олимпиаду, только спортивной команды у нас пока нет. Это моя голубая мечта. Нужны молодые энергичные люди. Для тех, кто оказался в инвалидном кресле, но еще чувствует в себе силы и не отчаялся, хочу дать номер телефона - 238-838. А адрес наш: Часовитина, 7. Вместе мы многое можем.

- Неугомонный ты человек.

- Всегда таким был. Как из госпиталя вернулся, ни дня дома не просидел. Исколесил на коляске все окрестности, сменил несколько машин. На последней чуть не сгорел. Вижу - из-под капота пламя. Хорошо, люди рядом были - помогли потушить, только двигатель выгорел. Сейчас вот ремонт нужен. В райсобесе сказали - денег нет и не будет. А ведь “Запорожец” я получал 8 лет назад, и теперь мне положен автомобиль или компенсация в размере 3,5 у. е.

Уходил я от Руслана с одной мыслью - многим сейчас трудно, но инвалидам хуже всех. А они, вопреки всему, не падают духом и могут дать “фору” даже здоровым.