Переправа, переправа: кто здесь - левый, кто здесь - правый?
После длительного перерыва наконец-то заработала переправа на остров Путятина. Баржа, осуществляющая связь острова с материком, передана в муниципальную собственность.
С противоположного берега остров выглядит сказочным, объятый глубокой спокойной синевой моря, утопающий в лучах июльского солнца. С незапамятных времен удивительный остров - крошечная родинка на могучей груди Тихого океана - манил многочисленных паломников: туристов и исследователей, были и такие, для кого остров на долгие десятилетия остался малой родиной, отчим домом. Сегодня каждый школьник расскажет вам удивительную историю жизни и подвижнической деятельности истинного хозяина острова Путятина - Алексея Старцева, чья могила находится на вершине самой живописной сопки. И по сей день островитяне добром вспоминают рачительного хозяина, при котором здесь работали кирпичный, фарфоровый, конный заводы, развивалось звероводство и рыболовство.
Сейчас остров напоминает территорию, подвергшуюся массированной атаке вражеской авиации... Прежде гордостью острова были ферма, где выращивали норок, большое стадо пятнистых оленей, рыбокомбинат. Сейчас с методической последовательностью практически уничтожено все, что создавалось многими поколениями островитян долгие десятилетия.
Норку завезли на остров для промышленного производства в 1956 году, когда мех лисиц и песцов стал менее цениться на международных аукционах. Долгие годы ферма была прибыльной, поголовье норок достигало 12,5 тысячи, давало хороший приплод. За последние пять лет все уничтожено. Бывший директор зверосовхоза Виктор Евтушенко, с которым было связано столько надежд, поставил точку в нерентабельности разведения норок на острове. Нерентабельными враз стали и оленеводство, и рыболовство, и растениеводство, и многое другое, чем исстари кормились островитяне.
Бывшая территория зверосовхоза превращена в смердящую свалку, свыше шестидесяти работников, в основном это люди предпенсионного возраста, выброшены на улицу и судятся за выплаты заработанных денег. По словам бывших работниц зверосовхоза, продано оленье стадо, остатки которого отстреливаются, оленье мясо с острова вывозится мешками. Реликтовый лес вырубают сами жители, дабы выжить в зимние холода, в уничтожении леса помогают частые пожары. Наступившее лето не сулит островитянам ничего хорошего: в леса устремятся толпы туристов, которые нанесут лесам еще более невосполнимый ущерб.
Не в лучшем положении оказался и рыбокомбинат - зарплату здесь не выплачивают с нового года. Малые рыболовецкие сейнеры, что подходят к пирсам с добычей, буквально атакуют местные мальчишки, прося рыбу на пропитание. Уникальные морепродукты остаются предметом вожделения многочисленных браконьеров.
В течение двух месяцев, рассказывают корреспондентам "В" женщины, ожидающие прибытия баржи, остров был обесточен из-за отсутствия средств для запуска турбогенератора. Проблема питьевой воды остается самой главной в жизнеобеспечении острова.
Те, кто по воле судьбы считается потомками знаменитого Старцева, допустили акт вандализма на его могиле - сорваны все медные фрагменты, украшавшие мемориал.
На этом воистину благодатном клочке суши нет хозяина, и только в этом кроется глубинный смысл его трагедии. "Вроде не бездельники и могли бы жить... Им бы понедельники взять и отменить!" - пелось в некогда популярной песенке из известного фильма. Что же нужно отменить на острове Путятина, чтобы жить хорошо? Очень многое. Фарисейские разглагольствования вокруг программы рекреации, то бишь создания на острове рыбацких деревень, казачьих хуторов, туристических баз отдыха, остаются красивой сказкой, позволившей кому-то помечтать, потешить свои амбиции. Остров же остается частью административной территории, требующей внимания. И не только потому, что здесь уникальная природа и огромные запасы ресурсов. Здесь буквально под ногами лежат несметные богатства, которые никто не спешит обратить во благо. Остров вымирает. Менее тысячи человек насчитывает его население, из них треть - пенсионеры. Кормятся за счет огородов, сбора грибов и дикоросов, есть и такие, кто в открытую преступает закон, промышляя незаконной ловлей трепанга, гребешка, краба.
На переправе, в ожидании подхода муниципальной баржи, говорили и о грядущем юбилее А. Старцева, о предполагаемом приезде его родственников, о зацветающем лотосе, но больше всего - о гибели уникального острова, снискавшего себе славу трудом многих поколений островитян.