Летучие голландцы Золотого Рога
Недавно среди ночи течением и ветром по акватории Золотого Рога гоняло небольшое судно. Без ходовых огней, без единого человека на борту, оно то выплывало из тумана, то, удаляясь, растворялось в нем. С вахтенных стоящих у причалов судов моментально слетела дремота. Некоторые даже осенили себя крестным знамением - шутка ли, корабль-призрак в ночи.
Поутру, правда, все разъяснилось. Никакой это оказался не “Летучий голландец”, а просто ничейное и безымянное 60-тонное суденышко. Откуда оно взялось, кто его спустил с привязи - неизвестно до сих пор.
- Для нас это не в диковинку, - комментирует ситуацию начальник отдела морских ресурсов Владивостока Владимир Суховей. - Совсем недавно по Золотому Рогу бродила совершенно беспризорная баржа. И тоже среди ночи. Долго искали хозяина, но он так и не объявился. До сих пор не можем найти и владельца небольшого лесовоза, брошенного у причала вместе со всем добром. Таких ничейных посудин, захламляющих нашу гавань, с каждым годом становится все больше.
По сведениям координационного комитета при морском отделе Владивостока, сегодня в водах бухты около 40 полузатопленных и затонувших судов. Одно из корабельных кладбищ расположено в устье реки Объяснения, где уже много лет ржавеют 4 сейнера. А может, это буксиры - время и стихия стерли отличительные признаки. И теперь “утопленников” даже металлоломом не назовешь.
В районе Чуркинской переправы другое кладбище. Там, привалившись к причалу, навечно замер буксир “Атлант”. Его хозяева еще в мае божились, что отправят его на разделку. Но он по сей день лежит на боку, занимая половину пирса. Может, этот пирс никому не нужен? Вот рядом с буксиром гниет в воде и полузатопленный понтон, о котором тоже напрочь забыли. Как и о ракетном катере, здесь же нашедшем последнее пристанище. На нем сохранилось артиллерийское вооружение, пушки грозно смотрят в зенит. Странно, что не на город.
Еще один морской погост на территории “Дальзавода”, где ржавеют несколько подводных лодок. Вообще по числу брошенных кораблей ТОФ вне конкуренции. Целый флот покоится на дне бухты Труда (о. Русский). А бухту Улисс украшают рубки подводных лодок - их там целая бригада гниет...
Перечислять “утопленников” можно бесконечно. Известны и хозяева большинства из них. Но это не меняет дела. Убирать этот хлам никто не торопится. И списанные или просто так брошенные суда годами отравляют прибрежные воды соединениями железа и тяжелых металлов.
Управляющий по морским делам Владивостока Иван Воробьев считает, что такая ситуация сложилась потому, что Золотой Рог представляет собой не единый порт с серьезным и ответственным хозяином, пекущимся о его благополучии и безопасности, а поделен между множеством ведомств и предприятий, большинство которых административно подчинены центру. Конечно, Москва далеко и ей нет никакого дела до чистоты наших прибрежных вод. А раз нет должного контроля, то и за своей акваторией следить необязательно. Более того, всяк норовит напакостить соседу, тайком подкидывая свой “мусор” на его территорию.
Недавно кто-то привязал за ненадобностью совершенно исправную баржу МНП-90-01-01 к стенке в районе Чуркинской переправы и затаился. Возможно, не без причины. И будет она биться о причал, пока не затонет. Бывшему хозяину дешевле просто бросить ее, чем тратиться на буксировку к месту захоронения или хлопотать о сдаче на металлолом. Видя безнаказанность таких действий, и другие владельцы поизносившихся плавсредств перестали стесняться. Как остановить этот процесс?
- Задача трудная, - говорит председатель координационного совета Олег Владимирский, - но теоретически вполне решаемая. Есть положение, согласно которому, затонувшее имущество должно быть поднято и, если в течение года не объявится хозяин, продано или сдано на металлолом. Однако морские администрации наших портов не торопятся следовать закону. Сегодня такие процедуры обходятся в копеечку. Вспомним, каких сил и средств потребовал подъем одной только “Паллады”. Да и мощных плавкранов у нас не осталось - все распроданы.
Разбазарив судоподъемную технику, ведомства поставили город в тяжелейшее положение, не оставив никаких надежд на очистку Золотого Рога в ближайшем будущем. Но даже если бы кто-то и захотел вдруг немного почистить свою акваторию, то куда бы он делся с поднятым катером? На всем побережье бухты сегодня не найдешь места для разделочных работ, настолько захламлена окрестная территория, даже так называемый бичевник - 20-метровая полоса от уреза воды, являющаяся федеральной собственностью.
- Ситуация, конечно, тяжелая, но не безвыходная, - считает управляющий по морским делам Владивостока Иван Воробьев. - Просто вся власть над Золотым Рогом должна быть передана в одни руки - городу. Тогда можно и призвать к порядку нерадивых, и объединить усилия для очистки акватории и бичевника, чтобы вернуть былую красоту нашей замечательной бухте. Географически ведь она и так принадлежит Владивостоку, являясь его своеобразным внутренним морем. Теперь нужно закрепить эту принадлежность законодательно. Такая акция не принесет ничего, кроме пользы.