Жить и работать со вкусом
Она относит себя к разряду "трудоголиков". И при этом всегда остается женщиной: красива, элегантна, современна. Естественным образом любой из комплиментов становится ее характеристикой - деловая, энергичная, неунывающая. Орыся Бондаренко, генеральный директор издательства "Уссури".
- Орыся Евгеньевна, хоть чисто внешне вы не производите впечатления “железной леди”, но о вас говорят как о “жесткой” женщине.
- Пожалуй, в этом утверждении и есть доля истины. Сколько бы ни говорили о роли и месте женщины в современном обществе, в жизни выходит, что женщине-руководителю весьма нелегко существовать в чисто мужском мире. И приходится доказывать право на собственное мнение, отстаивать свою позицию. Наверное, это и заставляет быть жестче, чем хотелось бы.
- Что может вам испортить настроение?
- Порой возникают ситуации, когда, например, чиновник просто не желает приложить усилия, чтобы принять участие в решении проблемы. Ему ведь совершенно необязательно быть деловым и активным, он и так получает гарантированную заработную плату. Испытываешь досаду, когда сталкиваешься с неповоротливостью, нежеланием брать на себя ответственность.
- Что тогда может поднять настроение?
- Даже хорошая погода...
- От какой черты характера вы бы хотели избавиться?
- От вспыльчивости. Потом, анализируя прошедший день, я долго себя корю, “поедаю”, как истинный Скорпион. Сколько раз себе даю зарок: научись сдерживать эмоции!
- А есть какие-то принципы, которые психологически помогают в жизни?
- Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Как Скарлетт, говорю себе: об этом я подумаю завтра. И еще: я женщина, и у меня могут быть недостатки!
- Ваш муж - руководитель крупного предприятия в крае. Интересно, а кто в доме “хозяин”?
- Нелли Михайловна, мама Юрия Александровича! Мы живем вместе, и очень много домашних забот лежит на ее плечах. Еще я благодарна и мужу, потому что всегда могу рассчитывать на взаимопонимание.
- А нет ощущения вины перед детьми, что они по сути остаются предоставлены самим себе.
- Сложный вопрос. Я глубоко убеждена, что нельзя жить только ради детей. Следует быть гибче: жить вместе с детьми. Таких принципов придерживались мои родители, так же заведено и у нас в семье. Чтобы стать близкими с детьми, согласитесь, вовсе необязательно сутками быть рядом. Что-то должно быть большее, что даст ребенку ощущение родства, любви к нему.
- А методы наказания?
- Не помню, чтобы я прибегала к “репрессивным” мерам. Может, поэтому мы сохранили с дочерью отношения, как с самой близкой подружкой. Вика уже взрослая, заканчивает обучение. Не могу себе представить, чтобы я схватилась за ремень в каких-то ситуациях с сыном или начала бы угрожать, ставить условия. Правда, могу выйти из себя, потрусить его, как грушу!
Сын похож на отца, характером в деда и назван в его честь Евгением. Надеюсь, вырастет таким же достойным человеком, как отец и дед. Кстати, я заметила, что люди с этим именем, с которыми я сталкивалась в жизни, порядочны, честны, трудолюбивы.
- Во Владивосток вы приехали как “нитка за иголкой” - вместе с мужем, который получил сюда назначение. Но не остались только “при муже”, вы состоялись и как личность.
- Мне кажется, иначе и быть не могло. Родилась я, как рассказывала мама, тихим ребенком, но росла самостоятельной, активной - напористым и общительным характером бог не обделил. Мама смеялась: тебя где ни посей, везде прорастешь. В 16 лет я из родного, уютного, теплого Львова уехала в Киев, училась в полиграфическом институте. Была активной общественницей, занималась спортом, еще и подрабатывала.
Когда мы с мужем уезжали во Владивосток, начальник цеха (я тогда работала в издательстве ЦК КПУ “Радяньска Украина”) стращал: куда ты едешь, там же яблоки на стаканы продают! На новом месте мы обжились довольно быстро, может, потому, что появились друзья.
И вот так случилось, что, сотрудничая и поддерживая дружеские отношения с краевым обществом книголюбов, я получила предложение возглавить издательство “Уссури”.
Были взлеты и падения, сложный пережили период. Рынок заполонили бульварные издания. Интерес к серьезной литературе сохранился, но покупательная способность упала. Мы, поставив своей целью издание местных авторов, сохранили верность выбранному курсу и по сей день.
Но тактику порой диктовала экономическая целесообразность, мы вынуждены были считаться и с запросами, издавали “Скарлетт”, “Марианну”, книги уходили влет. Но вместе с тем именно тогда мы издали книгу Матвеева “Краткий исторический очерк Владивостока”, напечатали альбом, которым гордимся и сегодня. “Жемчужина Золотого Рога” поистине явилась жемчужиной.
- Тогда в эту затею мало кто и верил.
- И даже называли авантюрной: напечатать альбом в Японии, потратив на подготовительный период всего два месяца! Безумие. Но я верила в себя и в коллектив, который был рядом со мной. Мы работали как одержимые. В день отхода теплохода мы еще правили макет, но к 8 утра он был доставлен на судно!
Коллектив сплотился. А главное, пришло понимание: нет невыполнимых задач, есть желание и неустанный труд, и тогда - любое дело по плечу. Родилось чувство - мы можем все. И уже не раз это доказали.
В первые годы мы печатались в Москве, Хабаровске - здесь не было такой базы. Но вот стала подниматься полиграфия в крае. И уже сегодня, когда благодаря усилиям руководства ГИПК “Дальпресс” и поддержке губернатора получена новая переплетная линия, печатать у нас можно не хуже, чем за границей. Все больше руководителей предприятий края приходят к такому выводу, обращаясь к нам с заказами. Считаю, что это достойная, гражданская позиция.
- Сегодня вы уже можете применительно к издательству употребить весомое слово “успех”?
- Пожалуй, да. Ведь это успех дела, с которым связаны многие люди. Нам очень везет на партнеров: это и коллектив профессионалов ГИПК “Дальпресс”, краевое общество книголюбов, Тихоокеанский флот, Дальневосточный государственный технический университет, краевое отделение российского Союза писателей. Нас уже знают в Канаде, Америке, зарубежные издательства предлагают сотрудничество.
- А вы можете назвать самое дорогое для вас издание?
- Скорей всего - нет. Каждая выпущенная книга дорога, в каждой есть частица себя. Я ведь не стала, да и не буду, надеюсь, никогда “чистым” администратором, с каждым изданием я в творческом процессе от начала и до конца.
- Волнение, успокоение, эйфория - какое чувство владело вами, когда в Париже вам вручался “Золотой Меркурий”?
- Гордость за издательство, за наш коллектив, Приморье. Нас заметили, выделили. Это дает новые силы для работы. Я всегда с теплотой вспоминаю родной Львов, но я сжилась, сроднилась с Владивостоком, полюбила его. Стала патриотом Приморского края. Края удивительных людей, уникальной природы.
- Сегодня издательство “Уссури” выполняет еще одну функцию, являясь представительством издательства “Просвещение” (г. Москва), печатая и распространяя по региону федеральный комплект учебников и методической литературы. Трудное было начало?
- В 94-м году в печати проходили сообщения, что к первоклассникам “Букваренок” попал не в начале учебного года, а месяц спустя. Тогда и родилась мысль: а почему бы не наладить печать учебников здесь, в регионе? Было нелегко. “Просвещение” являлось монополистом и не собиралось налаживать партнерские отношения с регионами. Но эту идею поддержал губернатор Евгений Наздратенко. Он был первый, кто из руководителей регионов подписал соглашение с московским издательством. Другим потом уже легче было идти проторенным путем. Эта идея имела сразу несколько плюсов: в крае оставались налоги, создавались дополнительные рабочие места, обеспечивалась своевременность поступления учебников, снижалась их себестоимость.
Учебниками мы обеспечиваем весь Дальний Восток. От Чукотки, Камчатки, Якутии и до Иркутска.
Парадоксально, что без нужных и необходимых книг остается Приморье. И все потому, что наш институт усовершенствования учителей, который должен составить необходимый перечень учебников и предоставить нам, такого списка до сих пор не подал, хотя все 11 регионов, с которыми мы работаем, его нам давно направили. Можете себе представить, какой ажиотаж будет в августе-сентябре.
Правда, все чаще проявляют заботу о своих школьниках главы городских и районных администраций края. Побеспокоился об учебниках мэр города Артема Александр Терентьев, недавно на своем транспорте приехал за комплектом учебников Владимир Хижинский, глава Черниговской администрации.
- Во что же нынче обойдется родителям федеральный комплект учебников?
- Краевой администрацией принята “Программа обеспечения образовательных учреждений Приморского края учебной литературой на 1997-2000 годы”. По этому положению 30 процентов стоимости оплачивает администрация, а 70 - родители. Ориентировочно стоимость комплекта для первоклашек 60 рублей, для старшеклассников - 200 рублей.
- Вы открыли фирменный книжный салон “Уссури”...
- Мы мечтали создать специализированный магазин - мир книг и учебников без соседства ширпотреба, туалетной бумаги и средства от тараканов. Оборудовали просторный зал, где удобно подойти к витринам, взять книгу, посмотреть, полистать. Книга - это ведь твой друг, и общение с ней должно проходить в спокойной уютной обстановке. Именно поэтому есть в магазине небольшое кафе: чашка ароматного чая, кофе дадут возможность передохнуть от городской суеты.
Мы открыли отдел редкой книги, где выставляются букинистические издания. Намерены сформировать отдел иностранной литературы. Оборудовать музыкальный салон. Мечтаем поставить там патефон, пластинки. Возможно, кто-то готов таким антиквариатом поделиться. Даритель будет самым желанным и дорогим гостем в “Уссури”!
Надеемся, что наш магазин станет любимым для студентов города. Мы постараемся собрать здесь специализированную учебную литературу для высшей школы. Проблемы вузовской жизни небезразличны Евгению Краснову, руководителю департамента профессионального образования, науки и молодежной политики. Это ему принадлежит идея печатать в нашем регионе учебники для студентов. Сотрудничая, мы можем внести свою посильную лепту и в процесс пополнения учебниками научных библиотек.
- Ваше издательство стало инициатором и организатором подзабытого сегодня “макулатурного движения”.
- Мы намерены в сентябре повторить эту акцию. Она нужна во всех отношениях: это экология города, сплоченность ученических коллективов, выгода школам, ведь на вырученную сумму мы предоставляли учебную литературу. Но Уссурийская картонная фабрика то ли не в состоянии переработать сданную бумагу, то ли не желает найти варианты решения. Да и цены, по которым они ведут прием, мягко говоря, несерьезные. Но мы намерены найти с ними общий язык.
- Орыся Евгеньевна, у вас такой своеобразный акцент...
- Представьте, кого-то он даже раздражает. Но мне от него уже не избавиться. А когда волнуюсь, вообще пересыпаю речь украинскими словами.
- А столь редкое имя - Орыся - украинское?
- Да, причем староукраинское. Мама моя большая любительница украинской литературы, это она мне имя нашла. Однажды, перечитывая Тараса Шевченко, я наткнулась на стихотворение: “Орыся - моя нива, колосишься ты на просторе...” Орыся - это “золотой колосок”.
- Рабочий ваш кабинет достаточно своеобразный - уютный, комфортный, какой-то женский.
- На работе полжизни проходит, значит, и здесь должна быть уютная обстановка. Мне нравится, когда много цветов. Картины на стенах - как незабываемые впечатления о местах, где я побывала. Мягкие игрушки - дорогие моему сердцу подарки близких друзей, коллег. Аквариум с золотой рыбкой - поднимешь взгляд от бумаг, вроде как и отдохнула за несколько секунд.
- Орыся Евгеньевна, продолжите фразу: я люблю...
- ...свою семью, дело, которым занимаюсь, красивые вещи и умных людей!