Молодые волки пока точат зубы
- Фашисты! Упаси бог, ну точно фашисты. Кто же их сюда пустил, а, дочка?
У старушки, увидевшей шеренгу одетых в камуфляж и в черные рубашки парней, вскинувших руку в приветствии своему командиру, в буквальном смысле слова подкосились ноги. С помощью корреспондента "В" бабушка добралась до ближайшей скамейки, то и дело оглядываясь на выстроившуюся под флагом со свастикой группу.
Было это воскресным днем в Покровском парке, куда Варвара Коровина пришла в церковь:
- Я тут во Владивостоке у младшей дочери в гостях. Они с мужем на Московской улице живут. Денег на дорогу мне прислали. Говорят: "Оставайся, мама, у нас насовсем. И места в квартире хватит, и в церковь тебе недалеко ходить". У нас-то в деревне церкви вообще нет. Так у нас и фашистов нету! - все не могла успокоиться старушка.
- Это не фашисты, Варвара Степановна, это "Русское национальное единство".
- Ты молодая, не знаешь. А я в оккупации жила. Деревня-то моя под немцами оказалась еще в 41-м. Так что повидала я всего. Смотри: и фашистский знак у них, и "хайль" они рукой делают.
- Варвара Степановна, они при этом говорят не "Хайль!", а "Слава России!"
Но бабушку было не переубедить:
- Что я, ихних "хайлей" не видела?! Нет, милая моя, вы уж тут сами с проклятыми фашистами живите, а я обратно к себе в Рязанскую область поеду, у нас в деревне их с войны нету - как выбила Красная армия, так и нету. Слава тебе, Господи.
...Познакомившись с руководителями группы "РНЕ" в Покровском парке Сергеем Кузнецовым и Владимиром Филипповым, корреспонденты "В" спросили:
- Как вы относитесь к тому, что некоторые люди, видя вашу символику, считают вас фашистами?
Оказалось, активистам “Русского национального единства” это в принципе безразлично -”кто не понимает, тот отдыхает”:
- Ну а заинтересовавшимся нашим движением мы разъясняем символику, цели и задачи, снабжаем литературой. Сами мы считаем себя не фашистами, а национал-социалистами (кстати, именно так называлась партия, в которой состоял Гитлер. - С. Ж.).
Однако в листовках и размноженных страницах газет типа “Русский порядок”, что раздают активисты “РНЕ”, можно найти более обстоятельные ответы на вопрос “В”: “В чем отличие национализма от фашизма? И то, и другое - это защитная реакция страдающего тяжкими социальными недугами разлагающегося общества...”
Там же можно прочитать и такие вот стихи:
“О, как этот мир и грошов, и дешев!
Когда же ты к власти придешь, Баркашов?
И парни твои - как я жду их приход! -
Всю эту дешевку отправят в расход”.
Подобные вещи с восторгом слушают на маленьком плацу, оставшемся от качелей-каруселей бывшего ЦПКиО, 14-летний Костя и 13-летний Арсен. Костя пришел сюда первым, а спустя воскресенье и друга привел. Сегодня Костя уже в камуфляжной форме, ему выдали значок со свастикой, и Костя, похоже, немного задается перед одетым “по гражданке” товарищем.
Он бы, наверное, еще больше задавался, если бы по “сумме знаний и кругозора” мог осознать, что друг-то его - грузин, а значит, согласно заповедям “РНЕ”, должен помнить свое место национального меньшинства (а пока во владивостокскую ячейку принимают всех и всяких. Для кучности. - С. Ж.). Ведь Россия - для русских, под которыми, как записано в программе, “понимаются представители триединого русского народа: русские, украинцы и белорусы”. В литературе, выданной Косте, уточняется, что больше “никаким этническим группам не должно быть дозволено процветать”.
Впрочем, по сути своей программа так называемого всероссийского общественного патриотического движения “Русское национальное единство”, руководимого из Москвы А. Баркашовым, составлена достаточно корректно, то бишь изобилует общими словами и положениями, ни в чем не расходящимися с государственной политикой нашей страны. Неудивительно, что организации “РНЕ” регистрируются в регионах на вполне законной основе. Недавно в управление юстиции краевой администрации подала заявление о регистрации и группа Сергея Кузнецова.
Нынче у них есть помещение в Морском городке, но зачастую по вечерам в будни и воскресными днями члены “РНЕ” собираются в Покровском парке: вешают свой флаг, включают магнитофон со своим гимном, слушают сообщения руководителей. Нередко возле их маленького плаца останавливаются послушать, а затем подходят те, кто шел в парк в общем-то по другому делу: меняться монетами, значками и марками, здесь по выходным встречаются десятки коллекционеров. Именно так заслушались, остановившись возле обрамляющих плац кустов ильма, двое парней с кляссерами для монет.
Перед строем зачитывали вслух и комментировали довольно критическую статью “Известий” о “РНЕ”. Там, где тон статьи стал особенно тревожным, строй загудел:
- Да ну ее, жидовская газетенка! До чего додумалась жидовня, а?
Один из “посторонних” парней повернулся и пошел в направлении коллекционеров. Второй внимательно слушал, даже не заметив, что остался один.
- Что, не понравилось? - спросили корреспонденты “В” уходящего.
- А что здесь может понравиться? - серьезно спросил он в ответ. - Я еврей, и мне не по душе слово “жидовня”, не говоря уж обо всем остальном, что они изрекают. Пусть Серега уши развешивает, если такой лопух. Но я с ним в техникуме еще поспорю насчет нацистов.
...А Серега наверняка принесет в техникум хотя бы одну из листовок, что здесь раздают в изобилии, - “Обращение к студентам”. На обратной стороне Виктор, тот самый его приятель, прочитав перл творения “РНЕ” под заголовком “Древо познания”, сумеет узнать насчет евреев, что “только просвещенный и одухотворенный патриотизм, национализм и здоровый расизм может противостоять этим вырожденцам-сатанистам”.
К русскому же Сереге в “Обращении к студентам” взывают: “Не больно тебе, сильному молодому волку с крепкими зубами, талантливому и еще радикальному, что таланты твои, силы твои, могущие пойти на пользу Отечеству, остаются невостребованными? Ты Русский, ты Арий, ты Воин! Мы - Национальный Авангард, должны стать новой аристократией, упорядочить это царство хаоса, насилием и “прямым действием” структурировав его. Не время соплей! Протест должен быть тотальным: долой демократию, долой либерализм, долой “общечеловеческие ценности”! Долой гуманизм и мрак просвещения! Смерть Системе!”
Во Владивостоке пока что это все на уровне слов, и слава богу, как говорит бабушка Варвара. Вроде и ничего страшного. Ну, тешатся парни своей символикой - свастику именуют еще и древним славянским солнцеворотом, черные рубашки заимствовали, как они разъясняют, у “дореволюционных истинных патриотов-черносотенцев” и у православных монахов, которые в черном облачении шли впереди рати на бой за святую Русь. Боевиков среди местных чернорубашечников, кажется, пока нет. Хотя на сильно нашумевшем судебном процессе по делу об убийстве А. Захаренко прозвучало, что руку, мол, приложил не просто уголовник, а боевик из “РНЕ”.
Сергей Кузнецов и Владимир Филиппов в разговоре с корреспондентами “В” это напрочь отрицали: ни в коем случае, не состоял тот подсудимый в рядах организации. Будем надеяться, что это правда, и владивостокские “молодые волки с крепкими зубами” еще не отточили их настолько, чтобы “прямым действием” внедрять в нашу жизнь “здоровый расизм”. И остается надежда, что увлеченные сегодня пропагандой идей “РНЕ” подростки и юноши, повзрослев, поумнеют. Что Костя не вызверится на друга-грузина, а Серега - на однокурсника-еврея...