Для кого строят “Семеновский пассаж”?
Наша газета уже неоднократно обращалась к судьбе застройки центральных улиц города от Алеутской до Океанского проспекта и от Светланской до Семеновской. Здесь исторический центр Владивостока, этот квартал отделяет Белый дом от Серого, здесь торговые ряды, конечная остановка транспорта и т. д.
Поэтому неудивительно, что когда со своего привычного места на Океанском проспекте исчезла бывшая доска почета “ДВМП”, разрисованная детскими рисунками, а на ее месте появились новые торговые павильоны, - это возбудило массу вопросов. Мы уже писали, что “грядет новый передел собственности в центре города”, и опасались, что интересы слишком многих людей затронуты, чтобы все это закончилось мирно.
АО “Семеновский пассаж” получило землеотвод на этом историческом участке для строительства современного торгового комплекса. Для начала работ нужно снести некоторые старые и ветхие строения, убрать киоски и капитальное здание цветочного пассажа рядом с “Зелеными кирпичиками”.
Оно построено всего несколько лет назад, поэтому можно понять его владельцев - цветоводов города. Им очень не хочется терять свои новые магазинчики. На днях состоялась встреча представителей цветочной общественности и “Семеновского пассажа”. Она проходила в месте, которое располагает к откровенности, - в зале клуба имени Дзержинского. Наверное, поэтому цветоводы не стеснялись в обмене мнениями.
А ситуация для них складывается плачевно. Здание цветочных рядов, красивое, современное, капитальное, должно идти под снос. Более того, об этом застройщиков предупреждали, когда строительство начиналось. Потому что в этом месте должна расширяться автомобильная дорога.
Будущий “Семеновский пассаж” нас интересует только с той стороны, что он даст городу. Коммерсанты получат свои “торговые площадя” - это понятно. Застройка не нарушит исторического облика квартала - за этим следит местное отделение общества по охране памятников. Что получат горожане?
Интересно, что застройка этого места поддерживалась администрациями и Толстошеина, и Черепкова. Это, пожалуй, единственный пример преемственности враждующих городских властей. Но пока о проекте известно немногое. Что цена одного квадратного метра новых торговых залов составит 1 900 долларов. Для сравнения: бизнес-центр “Хёндэ” обошелся по 2 800 долларов за кв. метр (впрочем, эту цифру и не подтверждают и не опровергают). Здесь разместится подземная стоянка, которая вроде бы будет муниципальной.
Самое главное, что строительство торгового комплекса должно начаться с расширения автомобильной дороги под центральной площадью города. С Корабельной набережной можно будет очень быстро выехать к стадиону “Динамо” и дальше вдоль берега к Столетию, а может, и Второй Речке.
Вот это - самая неясная часть проекта. Городские чиновники предпочитают отмалчиваться, а руководство АО “Семеновский пассаж” переводит разговор на строительство торговых рядов, как будто их все еще не хватает городу.
По некоторым сведениям, здание цветочного пассажа придется сносить именно потому, что оно опирается на монолитные сваи, глубоко ушедшие в грунт. Дорога должна строиться в туннеле, и сваи мешают. Известно, что подрядчиками работ собирались выступить две солидные организации - “Подземстрой” и Горно-строительная компания, которая недавно завершила проходку железнодорожного туннеля у Кипарисово. Если верно, что работы по сооружению новых туннелей между Светланской и Семеновской должны начаться 1 августа, то почему еще не начато бурение пробных скважин, а ведь грунт в этом месте очень сложен. Здесь перешеек мыса, возможен разлом - не зря же упорно говорили о том, что строители Белого дома столкнулись с очень сложными проблемами при его возведении. Поэтому, по оценке специалистов, необходимо около 100 проверочных скважин.
И последнее, чем вызвано пристрастие мэрии к этому проекту? Насколько известно, при создании АО “Семеновский пассаж” мэрия выступила соучредителем, получила 20 процентов акций и внесла в уставный фонд 20 миллионов рублей. Причем, говорят, именно деньгами, а не землеотводом. Уже поэтому мы вправе поинтересоваться - какие выгоды получит город от этого строительства?
В общем, много неясностей с этим проектом, и чем раньше заинтересованные стороны разъяснят горожанам, что же и как они собираются строить в самом сердце города, тем лучше.