Романтик "с большой дороги"

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Раньше, в советские времена, привлекало название театра, сегодня идут на актера. Имя народного артиста России Бориса Щербакова хорошо знакомо зрителю: “Долгие версты войны”, “Берег”, “Случай в квадрате 36-80”, “Воры в законе”, “Криминальный квартет”, - всех фильмов, герои которых кому-то запомнились, для кого-то стали любимыми, не перечислишь. Владивосток знает Бориса Щербакова как театрального актера. Почти два десятка лет назад, в 1981-м, он играл Валентина в пьесе “Валентин и Валентина”, которую привозил МХАТ. Нынешний приезд дал возможность нашему зрителю встретиться с ним в пьесе В. Мережко “Двое с большой дороги”. Какой он сегодня: все тот же положительный герой, супермужчина, красавец, российский Роберт Редфорд?

- Вас больше знают по кинофильмам. Какое место в вашей жизни занимает театр?

- Я третий десяток лет играю во МХАТе. За это время были Валентин в пьесе “Валентин и Валентина”, Тригорин в “Чайке”, Лопахин в “Вишневом саде”, масса неглавных ролей. В последнее время играю в поэтическом спектакле, посвященном Есенину, “Дорогие мои, хорошие”, занят в “Борисе Годунове”. Больше года работаем с Валентиной Талызиной в спектакле “Двое с большой дороги”, во Владивостоке будем играть 61-й раз.

- Не боялись везти его во Владивосток, ведь пьесу играют на нашей сцене актеры театра им. Горького?

- Волновались, как примут нас, нашу трактовку. Понимали, что зритель в зале будет сравнивать, все “хохмы”, казалось бы, известны. Но нас приняли очень хорошо, я порадовался.

- В последнее время у актеров появилась возможность не быть привязанными к конкретному театру, работать в антрепризе. Вы не пытались пуститься в творческий поиск?

- В этом смысле я однолюб. Никогда не пытался уйти из театра. Хотя однажды был трагикомический случай, меня уволили. Я просмотрел в расписании спектакль и не явился. В назидание другим появился приказ о моем увольнении. Вечером того же дня, не в состоянии осознать, что я уже не работаю здесь, я пришел смотреть все то же злополучное расписание. На этот раз не явился другой актер, и я заменил его в “Утиной охоте”, сыграл официанта. Этим спас спектакль, и был незамедлительно восстановлен. С тех пор место работы не менялось.

- Что сыграли бы для души?

- Я отвечу так: Гамлета играть мне уже поздно, короля Лира - рано. Сыграл бы Ричарда III или Генриха IV. Есть вечные вопросы...

- Вы снимаетесь в клипах от безденежья или для удовольствия?

- Все вместе, я бы сказал. Во-первых, почему бы не сняться в клипе? Во-вторых, я снимаюсь с Любой Успенской, творчество которой давно люблю, а ее считаю певицей с яркой индивидуальностью. Иногда слышишь песню, кто это поет?.. Назовут фамилию, вроде знакома. Когда поет Люба, ее голос узнаешь безошибочно.

- В кино продолжаете сниматься?

- Да, зовут по-прежнему. Сейчас занят в картине у Саши Муратова, рабочее название “Перемена мест”. Это 20-серийная картина для телевидения, в которой после долгих лет собраны герои “Криминального квартета” - ваш покорный слуга, Коля Караченцов, Володя Стеклов, Володя Еремин. Кстати, последний стал драматургом за это время и написал сценарий для Аллы Суриковой. В этом фильме я буду сниматься. Правда, сложнее стало работать. Если раньше на роль, которую я играю у Муратова, было бы отпущено 15 съемочных дней, то сегодня 5...

- Ваша профессия позволяет вам жить достойно?

- В общем, да. Но я никогда не имел больших запросов. Отдельная 2-комнатная квартира появилась только в 1981 году, до этого жил в коммуналке и общежитиях. Терпеть не могу дорогих ресторанов, отдыхаю у родственников под Одессой, в Белгороде-Днестровском, дача, рыбалка... Я не люблю тусовки, фестивали. И машина у меня - “Москвич”. Зато я не волнуюсь на спектакле, сперли его или нет. Это те, у кого “Мерседес”, стоят у микрофона и думают - на месте ли их авто. А я работаю спокойно...

- Принято думать, что часть жизни известного актера - поклонницы. Это так?

- Они у меня есть. Хотя многие считают, что раз актер, то, значит, имеешь много жен. Но я уже 25 лет женат на одной женщине, с которой вместе учился. Татьяна была актрисой в нашем же театре, сейчас она заведует труппой. А поклонницы... Я спокойно к ним отношусь, если это не переходит разумных границ. А потом, они бывают разные. Одна из них приходит на каждый спектакль, сидит все время на одном и том же месте и ни разу не подошла. Я даже не знаю, как ее зовут. И я уже привык к ее присутствию. Когда однажды ее не оказалось в зале, я понял, что мне ее не хватает.

- Не боитесь наступления того возраста, когда роли суперменов уже будет играть неудобно?

- Нет. В свое время мы с Еленой Прокловой отказались от спектакля “Валентин и Валентина”, отыграв его 12 лет, именно по этой причине - возраст. Актер, даже самый знаменитый, должен уметь смотреть на себя в зеркало.

- Изменился ли, на ваш взгляд, зритель за последние годы?

- Наверное, нет. Хотя, пожалуй, больше стало тех, кто ходит в театр просто развлекаться. Это чувствуется даже по энергетике: приходят замотанные своими проблемами, садятся, давай, развлекай, я ведь деньги заплатил. Но в какой-то момент происходит перелом, и уже отдаешь свою энергию, получая взамен энергию зала. И за этот момент, даже если я безумно устал, я готов сыграть второй спектакль.

- Вы испытываете трепет, выходя на сцену?

- Вы знаете, да, как ни странно...