Валентина Талызина: Я боюсь каждой роли...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

На прошлой неделе народная артистка России Валентина Талызина предстала перед нашими театралами в спектакле по пьесе Мережко “Двое с большой дороги”. Владивостокская публика принимала москвичей с восторгом. Честно говоря, впечатление от общения с самой актрисой оказалось гораздо сильнее впечатления, полученного от спектакля.

- Валентина Илларионовна, ваше имя часто связывают с именем Романа Виктюка. Вы всегда так восторженно о нем отзываетесь. В свое время вы играли в его спектаклях “Уроки музыки”, “Лолита”, “Бабочка, бабочка”. А сегодня Виктюк дает вам роли?

- Роман Григорьевич ко мне охладел. Сейчас Виктюк любит артистку Фрейндлих, она тонкая, на нее ходит зритель. На меня, наверное, нет. И потом Роман Григорьевич увлечен движенческим театром, красивыми мужскими телами. Ну откуда у меня возьмется красивое мужское тело? Но я не устаю повторять, что благодарна судьбе за то, что встретилась с этим человеком. Он один из немногих, кто владеет методом сценического перевоплощения. Я бы назвала его непревзойденным режиссером.

- Вы по-прежнему верны театру Моссовета. Говорят, вам дают мало ролей?

- Да, я играю мало. Но все равно не сижу, я в работе, это главное. А мало ролей, потому что предлагали то, что мне не нравилось. Но наконец-то в театре Моссовета мне предложили очень серьезную роль в “Мамаше Кураж” Бертольда Брехта. С осени начнем репетировать. Я очень волнуюсь, думаю, как я сделаю эту роль. Есть у меня, знаете, какой-то даже страх, но я вообще всегда боюсь каждой роли. В кино сейчас не снимаюсь. Но фильмов было не так уж и мало: около 70. Были и большие роли, например, в первом фильме Сергея Бодрова “Непрофессионалы”. Сергей до сих пор считает его своим любимым фильмом. А еще был “Иванов катер” Осипяна, где я сыграла главную роль. Этот фильм пролежал на полке 15 лет, если бы он вышел вовремя, может, моя экранная судьба сложилась бы иначе. А так я шла под знаком Рязанова, как комедийная артистка, хотя в комедиях почти не снималась.

- А как с вашей мечтой - сыграть Чехова?

- Думаю, с Чеховым никогда не получится.

- В свое время вы были много заняты на телевидении. Делали свою поэтическую передачу. Еще, помнится, вы писали поэтические сценарии, по которым были сняты три фильма.

- Сценарии я писала не от хорошей жизни, от нищеты: нечем было заплатить сценаристу. А телевизионной передачи теперь нет. Хотя есть кое-что другое. Мы с дочерью написали сценарий по книге “Сто поэтесс Серебряного века”, которую мне подарил Юрский. У этих поэтесс были такие наивные стихи. И меня поразили их судьбы: они так ярко вспыхнули и так быстро погасли. Все эти женщины были дворянками, после революции некоторые уехали за границу и там пропали, кто-то пропал здесь. Наш сценарий построен на основе дневниковых записей Одоевцевой, Берберовой, Сухотиной. Не прибавили ни одного лишнего слова. Кроме того, во время мини-спектакля или своеобразной поэтической передачи живьем будем читать стихи Северянина, Бальмонта, Блока. Дочь будет играть поэтессу, а я - ведущую. Нас уже пригласили в Нижний Новгород. Да и в Москве есть масса маленьких театриков, где это можно играть. Не думаю, что мы привлечем много зрителей, получим много денег...

- Немного о прозаическом: как вообще вы относитесь к деньгам?

- Я в своей жизни была очень бедной, потом очень богатой, в то время была замужем за художником, потом снова была бедна. Когда снималась, удавалось что-то отложить на “черный день”. Но эти деньги я успела “благополучно” вложить в “Чару” за два месяца до закрытия, оставшуюся часть отнесла в “Тибет”. Все эти финансовые пирамиды рухнули, и я осталась даже без денег на лекарства. Пришлось нелегко. Так что какие-то деньги на старость должны быть. Больше не надо. А мне лучше деньги в руки и не давать. Вот была у вас на китайском рынке, все спустила. Щербаков съязвил: “Ну, и какого дерьма вы накупили!”

- Валентина Илларионовна, как поживают ваши кошки?

- Васька погиб, подрался с кем-то на улице. Сейчас у меня два взрослых кота и два маленьких котенка. Потрясающий кот Юстас, бобтейл, рыжий без хвоста, - моя гордость. Все коты живут на даче, за ними присматривает подруга. Знаете, наверное, кошки прижились оттого, что дочка все никак внука мне не подарит...

- В артистической среде стало модно ездить на фестивали, посещать светские рауты...

- О, нет. Мне всегда скучно. Да и есть вечером нельзя. Щербаков мне говорит: “Куда вы едите, вам нельзя”, и я начинаю комплексовать.

- Щербаков хороший партнер?

- Хороший, очень хороший (смеется). Я вообще избалована партнерами, играла в свое время с Евстигнеевым... А теперь вот играю с Борисом Васильевичем в пьесе Мережко “Двое с большой дороги”. Мережко эту пьесу написал специально для Наташи Гундаревой и ее мужа Миши Филиппова. До нас с Щербаковым на эти роли пробовались четыре пары. Этот спектакль я очень люблю. Надоело играть итальянские и французские комедии. Абсолютно согласна с Михалковым, который сказал на кинематографическом съезде: “Мы забыли своего зрителя, забыли, для кого живем”. Да, зритель устал. Я сама как-то присутствовала на одном антрепризном спектакле, после первого акта встал новый русский и разочарованно сказал своей жене: “И это элитарный спектакль”. Они ушли... Знаете, Мережко так воодушевился тем, как мы сделали “Двое с большой дороги”, что написал очень хорошую пьесу о кавказской войне. Эту тему мало кто затрагивает. Я показала пьесу одному значимому прокатчику, который сказал: “Жлобская тема и жлобская пьеса”. А я так не думаю... Может быть, мы эту пьесу поставим даже за свои деньги.