Самый живой из “Мертвецов”

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Интересно, что побуждает людей взять и посмотреть фильм “Мертвец” (Dead Man)? Вот и мы задались таким вопросом. И попытались на него ответить.

Дело в том, что этот черно-белый американский вестерн с Джонни Деппом в главной роли - великолепный образец так называемого культового кино. То есть любители мелодрам, фильмов-катастроф и примитивных боевиков со Стивеном Сигалом и прочими Жан-Дольфами Ван Ландгренами могут отдыхать - они просто ничего не поймут.

Чтобы лучше воспринять “Мертвеца”, нужна определенная нестандартность мышления (в наличии которого у читателей “Горячего возраста” мы не сомневаемся). Во-вторых, нужно знать, кто такой Вильям Блэйк - не прочитав его произведений, полностью оценить картину невозможно. От вас в таком случае ускользнут, например, такие нюансы, как происхождение некоторых изречений или появление в фильме девушки по имени Тэль (Тэль - героиня одной из поэм Блэйка, символ невинности). Немного истории. Вильям Блэйк - английский художник, поэт и философ рубежа XVIII-XIX веков. При жизни он не получил признания, прожил в бедности и был похоронен в яме для нищих. С детства его посещали странные видения (ангелы спускались с небес, чтобы поговорить с ним), что было свидетельством очень богатого воображения. Художник очень скоро осознал, что тщетно пытаться достучаться до мозгов современников, и понимал, что настоящее признание его стихи, иллюстрированные графикой, получат много лет спустя. Он писал для потомков. Так оно и вышло.

...Молодой и скромный бухгалтер Билл Блэйк, по чистой случайности тезка великого английского поэта, приезжает в поисках работы на Дикий Запад и попадает в переделку. Да так, что за его голову назначается награда. Некогда вполне респектабельный юноша вынужден спасаться от преследования в компании странного индейца-отщепенца по имени Никто.

Перед нами старая добрая история маленького человечка, в одночасье лишившегося всего, и которому мир отказал в праве на существование. “Ты - мертвец”, - говорит ему Никто. И Блэйк пускается в мистическое путешествие, ведомый бродягой-индейцем. Безобидный парень, каким он предстает перед нами в прологе, Блэйк становится человеком (или духом?), ставящим автографы кровью и сознательно обрывающим связь с прошлым миром. Это уже не Билл-бухгалтер, это Вильям Блэйк, “чьей душе нет места в этом мире”.

Благодаря блестящему чувству юмора режиссера и автора сценария Джима Джармуша двухчасовая эпопея нисколько не утомляет. Чего стоят, например, несколько видоизмененный вариант “Сказки о трех медведях” из уст рок-маргинала Игги Попа или колоритный образ маньяка-убийцы Кола Вилсона, которого играет Лэнс Хенриксен.

Тем же, кого после этой рецензии заинтересовало творчество Вильяма Блэйка, советуем купить в книжных магазинах выпущенный в 93-м году издательством “Северо-запад” сборник “Песни Невинности и Опыта”. Это первое более-менее серьезное издание со времен сборника стихов Блэйка 82-го года. С литературой, как видим, напряг. Но даже эти две книги достать можно без проблем - было бы желание. В первую очередь должны заинтересоваться многочисленные поклонники таких культовых в молодежной среде личностей, как Джеймс Джойс, Олдос Хаксли, Константин Бальмонт, Джим Моррисон (The DOORS)...