У ГАИ отобрали права

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Как уже сообщал “В”, министр внутренних дел Сергей Степашин подписал приказ “О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России”.

Приказ Сергея Степашина революционным назвать трудно: большинство его положений были ранее зафиксированы в законе о милиции, положении о ГАИ и ведомственных инструкциях. По-прежнему в качестве главной задачи провозглашается “защита законных прав и интересов участников дорожного движения”. Но есть и очень важное изменение: автоинспекторам запрещено останавливать транспортные средства под излюбленным предлогом “проверки документов”.

Как и прежде, при остановке автомобиля инспектор должен отдать честь, представиться и объяснить причину остановки. Существенными представляются еще два новшества: сотрудникам дорожно-патрульной службы ГАИ приказ запрещает проверять содержание в выхлопных газах окиси углерода и техническое состояние транспортных средств, прошедших техосмотр. Именно мелкие технические недоделки и повышенный уровень СО традиционно использовались инспекторами для поборов с водителей.

Интересно, что в своем приказе министр не забыл и о правах человека. Теперь инспектор обязан рассказать задержанному автовладельцу о его законных правах. А при рассмотрении дела нарушителю разрешается говорить на родном языке и пользоваться услугами не только адвоката, но и переводчика.

Приказ Сергея Степашина вызвал у самих сотрудников госавтоинспекции неоднозначную реакцию. Начальник главного управления ГАИ России генерал-лейтенант милиции Владимир Федоров доволен этим документом. По мнению Федорова, у автоинспекторов, которые теперь не будут “дергать водителей по пустякам”, появится больше времени на непосредственный контроль за дорожным движением. Кстати, Федоров отметил, что приказ уже согласован в Минюсте и вступит в силу спустя десять дней после опубликования в “Российской газете” - примерно в 20-х числах июня.

Один из дежуривших в центре Москвы инспекторов (он просил не называть фамилию) сказал, что на его работе приказ вряд ли как-то отразится: “Если мне захочется кого-то остановить, то я могу его заподозрить в чем угодно - хоть в перевозке атомной бомбы. И попробуйте мне доказать, что это противоречит приказу министра”. Правда, он посетовал на то, что отныне сам может стать жертвой автовладельцев, ибо в приказе говорится о том, что начальство ГАИ будет разбираться с каждой жалобой на его действия. “Теперь любой остановленный водитель может вместе с друзьями прислать два десятка жалоб - и меня снимут с работы”.

Как бы то ни было, у водителей теперь появилось серьезное оружие в борьбе с автоинспекторами-мздоимцами. Поскольку Минюст признал приказ Степашина соответствующим законодательству, за его нарушение сотрудника ГАИ можно привлечь к ответственности в суде.

За что вас могут остановить

Основанием для остановки транспортных средств сотрудниками ГАИ являются:

• нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

• наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

• нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

• необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

• выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

• необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

• проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортные средства и перевозимый груз - только на стационарных постах дорожно-патрульной службы ГАИ МВД России, контрольных постах милиции и КПП.

Из приказа министра внутренних дел № 329 от 1.06.98