Здесь нет ни одной персональной судьбы...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

13 июня по сложившейся печальной традиции на кладбище в Фокино собрались родные и близкие, друзья и сослуживцы почтить память погибших четверть века назад моряков-подводников.

В ночь с 13 на 14 июня 1973 года в сопровождении надводных кораблей гвардейская атомная субмарина "К-56" возвращалась в базу после ракетных стрельб. В час ночи, когда до родных берегов оставалось меньше четырех часов хода, произошло столкновение лодки и научно-поискового судна "Академик Берг". Мощный удар форштевня НПС пропорол правый борт субмарины в районе 2-го жилого отсека, где мирно спали моряки. В считанные минуты в отсек хлынул поток воды. Чтобы предотвратить затопление лодки, была задраена переборка по приказу командира БЧ-5 капитана 2-го ранга Л. Пшеничного, вместе с ним в аварийном отсеке остались 26 подводников... Ценой этих жизней удалось спасти экипаж.

Об этой трагедии "В" подробно писал 5 июня с. г.

13 июня с утра моросил дождь, и капли его, словно слезы, стекали по щекам Скорбящей Матери - монумента, венчающего скорбный мемориал. На траурном митинге присутствовали заместитель командующего ТОФ по воспитательной работе контр-адмирал Сергей Рассказов, первый зам. командующего Приморской флотилией контр-адмирал Виктор Гуцалов, от подводников - капитаны 1-го ранга С. Абросимов, А. Салин, Н. Беляев, офицеры, родственники и друзья погибших.

Трагедия, разыгравшаяся 25 лет назад у мыса Поворотного, унесла жизни 27 подводников, 19 из которых обрели вечный покой на кладбище в Фокино. Не все родственники смогли приехать в этот скорбный памятный день, многих свидетелей и участников этого похода судьба разбросала по городам и весям страны, кого-то уже нет в живых, кто-то добирался военным бортом, но самолет задержался в пути...

Ложатся венки и цветы на могилы, к подножию монумента. За горькой поминальной чаркой вспоминают подробности случившегося, вспоминают ушедших... Из Владивостока с сыном и двумя внуками приехала Юлия Маркова - вдова старшего лейтенанта Анатолия Маркова, электромеханика с "К-56". Тяжело, стоя здесь, у могилы, вспоминать подробности тех страшных дней. Веселым, влюбленным в музыку и море, жизнерадостным, добрым и молодым остался в памяти сестры, Клавдии Тарасенко, ее брат Анатолий Марков.

Не дожила до сегодняшнего дня мать одного из погибших - мичмана Виктора Донских - Евдокия Николаевна... Потеряв сына, двадцать три года прожила она в Фокино, оставив в Томске дом, ухаживая за могилами подводников. В Петербурге живут мать и вдова капитан-лейтенанта Сергея Цветкова, прилететь сюда, на край земли, чтобы поклониться праху моряка, не позволили болезни и материальные возможности...

Судьба уберегла от того трагического похода Александра Груздева, теперь - гвардии старшего мичмана запаса. "На этой лодке я служил с момента постройки, - вспоминает А. Груздев, - в должности старшего инструктора контроля за измерительными приборами и автоматикой. Перед выходом на стрельбы "К-56" стояла в ремонте в Чажме, приказом командующего ТОФ я был откомандирован в Сомали. Там разворачивалась наша военно-морская база, и я был назначен командиром плавмастерской.

Сегодня вспоминаю я своих боевых товарищей: командира БЧ-5 капитана 3-го ранга Леонида Пшеничного - каким же умницей он был! Всю лодку знал досконально - от заклепки до заклепки, от шва до шва... Никогда не забуду весельчака, балагура капитана 3-го ранга Петра Дрюкова - командира дивизиона движения, капитана 1-го ранга Леонида Сучкова, в ту трагическую ночь он был старшим на борту. Славные были ребята - вечная им память..." Александр Груздев вышел на пенсию семь лет назад, отслужив в подплаве 27 "календарей".

В день похорон один из членов экипажа "К-56" мичман Геннадий Воронов написал трогательные стихи, посвященные памяти боевых друзей. Пророческой оказалась последняя строфа в них:

И будет здесь не мрамор

нежный,

А символ мужества - гранит...

И список их имен навеки

На нем пусть золотом горит.

Председатель совета ветеранов Фокино старший мичман запаса Анатолий Буряченко, в прошлом флагманский боцман дивизии подводных лодок, участвовал в организации похорон подводников в далеком 1973-м. Он сохранил бесценные фотографии, документы тех лет.

В 1974 году открыли памятник погибшим, автор - владивостокский скульптор Ольга Сушкова не взяла за свой труд ни рубля. На открытии мемориала она подчеркнула, что памятник - не только символ всех женщин, матерей, жен, дочерей, сестер, не дождавшихся моряков из того трагического похода, но и символ Родины, скорбящей о своих сыновьях. Вечная им память!