"Никогда и никому не откажу"

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Совсем скоро тысячи молодых специалистов в белых халатах в разных городах России произнесут слова Обещания. Раньше это называлось клятвой Гиппократа, по имени врача, впервые ее провозгласившего

В нашей стране принятие своеобразной медицинской присяги было введено в ХIХ столетии. В ХХ веке интерес к ней вначале пошел на убыль, но после принятия в 48-м году “Присяги женевских врачей” клятва была возрождена. Выпускник медицинского вуза, получив диплом, в присутствии сокурсников и преподавателей произносит текст клятвы и подписывает его. Этот листок потом хранится в личном деле врача.

Когда речь идет об армии, ни у кого не возникает сомнения, что нарушение присяги - преступление. В отношении же клятвы врача иногда можно услышать - это всего лишь ритуал, дань древним традициям, когда философы глубокомысленно рассуждали об искусстве и ремесле медика, а старик Гиппократ вещал свои истины с им же созданного пьедестала. Те, кто считает клятву ненужным приложением к диплому, ехидно улыбаются и ерничают, подписывая ее, - мол, куда денешься?

Однако текст присяги, утвержденный указом президиума Верховного совета СССР в 1971 году, никто пока не отменял. Значит, клятва - официальный документ, пунктам которого подписавший обязан подчиняться. Я сам лишь 3 года назад подписал Обещание врача и считаю, что, добровольно выбрав такую гуманную профессию, человек должен следовать клятве, данной в присутствии коллег. Кроме того, в статье 60-й Основ здравоохранения записано, что неисполнение клятвы влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В официально утвержденном документе есть такие слова: “Никогда и никому не откажу я во врачебной помощи и буду оказывать ее с одинаковым старанием и терпением больному всякого достатка, национальности, вероисповедания и убеждений; никогда не обращу я мои знания и умения во вред здоровью человека, даже врага; что бы при лечении, а также без лечения я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной”.

Не так просто в нынешних экономических условиях нищим врачам “чисто и непорочно проводить свою жизнь, творя милосердие”. Однако, как правило, люди в белых халатах верны данной когда-то клятве. Сможет ли новое поколение так же беззаветно служить людям? Об этом особенно стоит задуматься тем, кто вскоре принесет в медвуз заявление о приеме. Обещание врача России - не просто традиция, красивый ритуал. Это серьезная ответственность, обязательства, которые медик должен выполнять всю жизнь.