"Прошу сделать меня прекрасным..."
Ее прадед увел односельчан в партизаны, а она ведет детей в мир красоты. Театр, как известно, школа жизни, которая взывает к совести. Но мало понимать проблему, надо суметь, прочувствовав ее, показать на сцене. Это трудно, особенно в детском театре. Однако режиссер владивостокской школы искусств № 6 Ольга ИЩЕНКО эту задачу решает успешно
- Когда я уже сдала вступительные экзамены на хореографическое отделение Уссурийского культпросветучилища, ко мне неожиданно подошли два молодых режиссера, приехавшие из Москвы, и пригласили на режиссерский факультет. И хотя я считала, что не смогу, не получится, они уговорили. Первое время училась сразу на двух факультетах. А когда вопрос выбора встал серьезно, отдала предпочтение режиссуре. И хореография, и пантомима, и литературный опыт пригодились. Для меня теперь нет проблем написать сценарий или переработать пьесу для любой аудитории. Своей профессии я училась 9 лет, окончила Хабаровский институт культуры и искусства.
- И сразу стали работать с детьми?
- Когда вышла замуж, уехала с мужем, военным, на Леманские озера под Одессой, где располагался летный гарнизон. Начала работать в Доме офицеров, но очень тянуло на родину. Муж подал рапорт, и нас направили в Черниговку. В здешнем Доме офицеров были богатые традиции, а некоторые молодые солдаты призывались из ВГИКа, консерваторий и цирковых училищ. Поэтому при организации театра с актерским составом проблем не возникало. Мы ставили замечательные спектакли с танцами, музыкой, эстрадными номерами. О нас знали в Москве, писали в газетах. Я была на вершине счастья. Но жизнь больно бьет именно в такие моменты.
Мой муж был в то время военпредом в Лаосе, представлял нашу технику, обучал летчиков. Тогда только закончилась американская агрессия против Вьетнама, где применялись отравляющие вещества. Два года тяжелой болезни - и конец... Эти два года я посвятила мужу, ушла с работы. Когда немного ожила после перенесенного, вновь стала мечтать о своем театре.
Краевые и городские власти пошли навстречу, разрешили на базе хоровой студии, где я занималась сценическим оформлением хоровых произведений, открыть необычную школу, в плане эксперимента. И вот уже закончили программу 5-летнего цикла, выпустили класс. Одновременно мы поняли, что необходим 7-летний цикл. В 12-летних детях много потенциальных возможностей, которые могут раскрыться только с помощью хороших педагогов. В этом возрасте дети очень тонко воспринимают мир, искусство делает их интеллигентнее и одновременно сильнее.
- Трудно подобрать пьесы для детского театра?
- Детский репертуар - прежде всего хороший репертуар. Это, например, великолепная “Снегурочка” Римского-Корсакова - синтез оперы и драматургии, это “Сон в летнюю ночь” по комедиям Шекспира с музыкой Мендельсона, Глюка, Моцарта, это “Безумный день” по произведениям Бомарше на музыку Моцарта и Россини (мы не только убрали вторую часть названия - “Женитьба Фигаро”, но и вырезали все двусмысленности, как бы адаптировали текст для детского театра).
Важна еще и форма, которая доказывает, что театр - искусство синтетическое. Важны состояние актера, его понимание роли, пластические и музыкальные выразительные средства. Наши дети подготовлены к такой работе, ведь они изучают не только актерское мастерство, сценическое движение, речь, но и эстетику, философию, мировую художественную литературу.
- Ваши предки тоже были связаны с искусством?
- Дедушка был прекрасным мастером по кладке каминов. Его руками сложены камины во всех крупнейших зданиях Владивостока, везде он оставлял меточку. Второй дедушка руководил строительством железных дорог, строил Партизанскую и Тавричанскую ветки. В романе Фадеева “Разгром” есть момент, когда решается вопрос, за кем пойдет село. Мнение моего прадеда, уважаемого на селе человека, оказалось решающим - его расстреляли, но после этого сельчане все же ушли в партизанский отряд. Моей бабушке было тогда 13 лет, она стала связной. Отец участвовал в “огненных рейсах”, мама - ветеран ВОВ, а брат работал в КБ Королева и принимал отчет у Гагарина. Многое знаю из истории своей семьи, хотелось бы когда-нибудь написать книгу.
Мои предки оставили свой след на земле. Значит, и я должна сделать все для того, чтобы быть их достойной. И неважно, в какой сфере.
- Свои актерские способности вам приходилось использовать в жизни?
- Я этого очень не люблю. Хорошие актеры в жизни играют редко. “По жизни” я человек стыдливый, а на сцене свободный. Зато режиссерские познания иногда очень выручают - разрядить ситуацию, вывести из тупика.
- Как, по-вашему, политик должен быть немного режиссером?
- Безусловно. Он должен владеть ситуацией, искать пути благополучного ее разрешения. Нужно все сделать так, чтобы потом с полным правом сказать - это правильно и справедливо.
- А вы политикой интересуетесь?
- Да. Всегда надеюсь, что правительство повернется к людям, что наша жизнь изменится к лучшему. Уже нет сил смотреть на детей, которые просят милостыню, воруют, курят. Я верю в лучшее, хотя оснований для надежды мало. Ведь попадая во властные структуры, человек начинает совершенно по-другому оценивать происходящее. Хотелось бы, чтобы Кириенко что-то сделал, но пока непонятно - сможет ли и дадут ли ему эту возможность. Дай бог.
- В личности политика что вам кажется главным?
- На мой взгляд, он должен быть мудрым, образованным, грамотным специалистом. Главное, что он должен помнить, - работает не для себя, а для людей. Он должен быть абсолютно чистым перед законом и уважать людей. Чтобы вызывать доверие, он должен уметь твердо говорить “нет”, а этого, к сожалению, многие наши власть предержащие не умеют.
- А какие ценности исповедуете вы?
- Человек создан для счастья. Но он сам себе мешает, и все друг другу мешают быть счастливыми. Необходимо исполнять основные библейские заповеди, но это невероятно трудно. Вера, надежда, любовь - формула, ведущая к гармонии, сконцентрирована в диалоге Платона. Сократ в своей молитве говорит примерно следующее: “Любезные здешние боги! Прошу вас сделать меня прекрасным, чтобы все, что я имею извне, было дружественно тому, что я имею внутри”.
- Смех - это ценность?
- Да, невероятная. Только он нас спасает, делает тоньше и благороднее. Нельзя, конечно, смеяться над чужим горем, промахами, но уметь посмеяться над своими ошибками, меткой шуткой разрядить напряженную обстановку нужно обязательно. В работе юмор просто необходим, особенно перед выходом спектакля, когда люди напряжены и ждут твоей поддержки.
- Если выдается свободное время, то...
- Я читаю, люблю уединение. Нравится рисовать и петь. Мне приходится писать много стихотворных поздравлений. Люблю море и ночные купания. С детства притягивает ночное небо, восхищает красочность радуги. Словом, все, что связано с человеком и природой, и есть мои увлечения.
- Как относитесь к удачам и поражениям?
- К удачам - критически. Я никогда не витаю в облаках. А вот неудачи - это ужасно, для меня они трагичны. Даже можно сказать - смерти подобны.
- У себя на кухне вы режиссер или актер?
- И режиссер, и исполнитель. Вообще наш дом - театр, где много юмора, жарких споров. У меня двое сыновей. Для них я скорее хороший друг, чем строгий режиссер.
- В вашей жизни была романтическая любовь?
- Она же и первая. Мне 14, ему 16 лет. Это была действительно очень яркая любовь. Мы понимали друг друга с полувзгляда, были друзьями по духу, вместе нам было очень интересно. Это был человек, с которым живут всю жизнь. Но нам было отведено всего 15 лет. Это трагично. И все же я счастлива, что в моей жизни состоялась встреча, дарованная богом.
- Кем вы были в детстве, предводителем или тихоней?
- Тихоней никогда не была. В детстве среди моих сверстников было больше мальчишек. Я запросто находила с ними общий язык. И сейчас легко общаюсь с мужчинами, впрочем, и с женщинами тоже.
- Что важнее - работа или семья?
- Я считаю, что из-за работы семья не должна страдать. Мои близкие хорошо меня понимают и не ревнуют к работе. Но мой труд требует полной отдачи - уходя с работы, я с ней не расстаюсь. Однако на семье это не отражается.
- Придерживаетесь ли вы тех же убеждений, что и 10, и 20 лет назад?
- Вы знаете, человек очень мало меняется. Изменяются ситуация, условия. По моим наблюдениям, маленький ребенок воспринимает жизнь так же, как став взрослым. Он только меньше знает. Может быть, я стала лишь более философски относиться к некоторым вещам.
- А к деньгам?
- Никогда не работала ради денег и ради карьеры, не стремилась к власти. Ведь самая высокая власть - над собой. Власть над людьми унизительна и для того, кто властвует, и для того, над кем. А зарплата? Кто ею сейчас доволен? Конечно, мало, возможности ограничены, рутина затягивает. Но это жизнь.
- Чувствуете что-то недосказанное, что не сумели пока воплотить в своей работе?
- С юности очень люблю одно произведение. Полюбила сразу, безоговорочно. Как только увидела художественный фильм. Я говорю о “Лесной песне” Леси Украинки. Невероятно романтическое произведение. Две роли мне очень хотелось сыграть: Мавка и Русалка - полная противоположность, но я чувствовала обеих. Повезло, в студенчестве я сыграла обе эти роли. Теперь я мечтаю поставить “Лесную песню” в своей школе. Как режиссер. Очень надеюсь, что это произойдет в следующем году.