Что будем пить?
Почти регулярно, каждые 10 лет, во Владивостоке возникает проблема - где взять воду?
Многочисленные публикации на страницах газет, выступления по радио, в мэрии и краевой думе пытаются убедить нас в том, что мы дождемся лучших времен. Однако заявления о том, что с наступлением тайфунных ливневых периодов город почувствует облегчение, звучат малоубедительно.
В свете нынешних событий уместно вспомнить оригинальное изречение академика А. Капринского: “Вода - это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было”.
Лично я поддерживаю идею скорейшей реализации системы водоснабжения от Пушкинской депрессии, восстановление в городе всех артезианских скважин, приведение в порядок водохранилищ и магистральных трубопроводов. Вопросами опреснения воды занимаюсь по долгу службы уже более 35 лет. Постоянно участвую в симпозиумах и конгрессах как один из специалистов, входящих в международную ассоциацию по опреснению морской воды.
Очень жаль, что во Владивостоке накопленный опыт в этой области остался невостребованным. По мнению депутата краевой думы Ю. Рыбалкина, вода из опреснительной установки при стоимости электроэнергии в крае будет “золотой”. Нечто подобное нам уже приходилось слышать в засушливом 1977 году. Но тогда воду доставляли танкерным флотом. При таком раскладе каждый кубометр живительной влаги обходился в 30-40 рублей (в ценах тех лет). Вот уж действительно “золотая” вода!
Тем не менее государством все же были выделены средства на строительство атомной электростанции и опреснительной установки для города. Но, как всегда, русское авось спасло город, и идею благополучно похоронили. Однако сколько же можно идти по такому пути?
Прежде всего о тех явных преимуществах, которые даст городу типовая установка производительностью примерно 100 тыс. куб. м в сутки. Опресненная вода не содержит кислорода и бактерий, что исключает коррозионный износ труб. Улучшится работа энергообеспечивающих агрегатов наших электростанций. Снизится расход химреагентов на водоподготовку, что скажется на экологической чистоте сбрасываемых от теплоисточников вод. Кроме того, это решит проблему “технического” водоснабжения.
Ну а теперь о “золотой” воде. Чтобы не быть голословным, назову некоторые показатели работы действующей термической опреснительной установки производительностью 25 тыс. куб. м воды в сутки, выпускаемой серийно одной из израильских фирм. Стоимость кубометра получаемой воды всего 0,6 - 0,8 доллара. Разве это дорого?
Опресненная вода может быть использована не только для технического водоснабжения. Многолетние медицинские наблюдения (страны Ближнего Востока, США, Италия, Казахстан) показывают, что она по своим питьевым качествам лучше той, которая сегодня течет из наших кранов.
Сегодня все страны мира озабочены проблемой снабжения своих городов питьевой водой. В настоящее время многие зарубежные фирмы перешли на серийный выпуск мощных опреснительных установок. В Саудовской Аравии построен и успешно работает опреснитель на 380 тыс. кубометров в сутки, который поставила японская фирма. В Калифорнии одна из американских фирм заканчивает монтаж установки такой же производительности. Сегодня более 100 зарубежных фирм изготавливают их и торгуют готовыми агрегатами. И в нашем Дальневосточном регионе есть фирмы, готовые при наличии инвестиций построить во Владивостоке опреснительную установку за очень короткий срок. Так давайте избавим население от панического недостатка водоснабжения и антисанитарной эпидемической обстановки! Действовать нужно сейчас, иначе будет поздно.
Необходимо создать для этой цели рабочий комитет под эгидой краевой думы. Такой орган может вынести свои предложения на заседание думы с последующим выходом на Министерство по чрезвычайным ситуациям правительства РФ и потребовать выделения значительных финансовых средств городу и краю. Ведь обезвоживание грозит не только Владивостоку, но и другим приморским городам (Находка, Большой Камень и др.).
Спасти край от жажды можно только общими усилиями. Зависеть от капризов погоды на грани XXI века просто непростительно.