Туберкулез - бич не только заключенных и дворников
Сегодня во Владивостоке стоит на учете около 2,5 тысячи больных с активной формой туберкулеза. А число умерших от него в последнее время увеличилось в 2 раза.
Кто из нас не наслышан о туберкулезе, в прошлом веке косившем без разбора российское население, в основном его бедные слои? Смертность от чахотки 100 лет назад была столь высокой, что туберкулез не без основания считался болезнью века. Возбудитель его - бактерии, или, как их еще называют, палочки, впервые открытые Р. Кохом, - враг коварный и опасный. Проникнув в наши легкие, он может приживаться несколько лет, ничем не обнаруживая своего присутствия. А когда мы начинаем что-то замечать в своем состоянии, бывает уже поздно - болезнь переходит в открытую форму, и лечению поддается с большим трудом.
Одним из завоеваний советской медицины вполне оправданно считалась успешная борьба с этим недугом. В 60-е годы смертность от туберкулеза была сведена к минимуму. Возросший уровень жизни, всеобщая диспансеризация, хорошо организованная работа специальных медучреждений вывели эту болезнь из разряда социальных. Туберкулеза перестали бояться. Казалось, созданная система будет функционировать вечно. Но тут подоспели социальные потрясения, и специалисты вновь заговорили о тотальном наступлении этой инфекции, кое-где уже грозящей перейти в эпидемию.
По данным городского центра санэпиднадзора, во Владивостоке в прошлом году к 2 тысячам стоящих на учете больных с открытой формой туберкулеза прибавилось еще более 400 человек. Согласно статистике, заболеваемость у нас за последнее время выросла на 6 процентов и превысила среднереспубликанский уровень на 11 процентов.
- Но все эти цифры не отражают истинной ситуации, - считает заместитель главного врача городского ЦСЭН Валентина ВОРОНОК. - Инфицированных на самом деле значительно больше. Люди просто не обращаются к врачу, не проходят флюорографическое обследование, избегают профосмотров. А ведь у нас резко возросло число больных с остротекущими и запущенными формами и даже со стадией распада легких. То есть к нам вернулась чахотка, исход которой один - летальный.
Ситуация усугубляется тем, что из-за финансовых трудностей не могут эффективно работать противотуберкулезные диспансеры, не проводится некогда обязательная для всех и бесплатная диагностика, а у нищающего населения из-за неполноценного питания катастрофически снижается иммунитет.
Больных туберкулезом с каждым годом прибавляется, и опасность эпидемии увеличивается. Ведь один больной с активной формой может заразить до 30 находящихся рядом человек. Кашляя, чихая или даже разговаривая, он со своим дыханием и слюной выбрасывает в воздух бактерии-возбудители. Те, что сразу не попадают в наши легкие, оседают на землю и смешиваются с пылью. А потом, поднятые ветром или метлой, рано или поздно находят питательную среду в каком-нибудь истощенном организме. Не случайно наряду с заключенными, имеющими самый высокий в мире процент заболеваемости, в одну из первых групп риска входят дворники. Но именно эта категория работающих хуже чем кто-либо проходит медосмотры. Вот мы каждый год и регистрируем по нескольку случаев заболевания в городских ЖЭУ. Особенно это касается Ленинского района.
Болезнь стала активно распространяться среди городской интеллигенции, некогда самой благополучной в этом отношении части населения. Болеют студенты, врачи, учителя. В одном только ДВГУ сегодня стоят на учете 6 человек.
Надо сказать, что возбудитель туберкулеза очень живуч. В пыли, в высушенном состоянии он сохраняет свою активность около 2 лет и убивается только дезинфицирующими препаратами высокой концентрации. Поэтому даже длительное лечение практически не дает полного выздоровления. Сегодня рецидивы возникают сплошь и рядом, а ведь еще 10 лет назад такие случаи были очень редки.
- К сожалению, высокая опасность заражения ничуть не настораживает наше население, - продолжает мысль коллеги заведующая отделением профилактики воздушно-капельных инфекций и туберкулеза Лариса АЛЕКСЕЕВА, - и люди даже не стараются обезопасить себя и окружающих от этой страшной болезни. Мало того, что в собственных интересах не проходят медосмотров, так еще сознательно избегают флюорографического обследования, которое, кстати, выявляет до 70 процентов заболеваний даже на стадии формирования очага.
Многие руководители принимают на работу необследованных людей. Например, в одном детском саду (!) совсем недавно были выявлены 3 сотрудника с активной формой туберкулеза. В большинстве ТОО, ИЧП и других частных фирмах работники не проходят медосмотров годами. Можно только предполагать, что они в себе носят.
От бактерий туберкулеза, если они присутствуют в воздухе, оградить себя практически невозможно. Мы же не можем не дышать. Единственный заслон - это наш иммунитет. К сожалению, у большинства населения он сегодня понижен. Поэтому кроме соблюдения чистоты и флюорографического обследования важной профилактической мерой считается полноценное белково-витаминное питание.
Первые признаки развивающегося туберкулеза должны быть известны всем. Если длительное время вы не можете избавиться от недомогания и сонливости, если вас беспокоят симптомы вялотекущей простуды, если температура более 2 недель держится на уровне 37-37,2 градуса, есть смысл обратиться к врачу. Болезнь можно остановить в самом начале.