Рота особого назначения
Шевроны на левом рукаве - Special Forces, "Отряд специального назначения", - эти люди носят неспроста. Отдельная рота патрульно-постовой службы УВД Приморского края - уникальное подразделение. Со своими боевыми традициями, со своими снайперами и со своими орденоносцами.
Человек - странное существо; в дальней командировке он считает дни и мечтает только о возвращении домой, дома же ему опять не сидится, и по первому зову или команде готов сорваться с места.
К чему я это?
...В январе этого года довелось побывать в горном дагестанском селе Ботлих, где должен был сменяться отряд приморской милиции, 2 месяца охранявший административную границу между Дагестаном и самопровозглашенной Ичкерией. Бойцы и офицеры, 60 суток простоявшие на блоке на высоте 1.800 метров над уровнем моря, считали не то что дни - часы до заветного момента. А потом уже, когда ушел вперед под усиленной охраной “КамАЗ” с оружием и боеприпасами и тронулись следом за ним автобусы с личным составом, мы разговорились с командиром отряда, по основному месту службы - командиром отдельной роты ППС УВД Приморского края, тогда еще капитаном милиции Андреем Казановым.
- Ты видишь, как народ радуется возвращению домой? - спросил он, пытаясь перекричать натужный рев мотора автобуса, штурмующего серпантин горных перевалов. - А вот сейчас приедем во Владивосток, и, допустим, через неделю снова поступит приказ: готовиться к очередной далекой командировке. И - я тебе гарантирую - добровольцев будет в два раза больше, чем мест в формирующемся отряде.
Думаю, что в словах Казанова (к слову, вскоре после возвращения получившего звание майора) нет и тени бравады или рисовки. За последние 3 года сводные отряды, формирующиеся на базе отдельной роты ППС, четырежды несли боевое дежурство на Северном Кавказе - в Чечне, как в мае-июне 1995-го, или по периметру ее неспокойной границы - от Ногайских степей до заоблачных горных хребтов, как в последние годы. Старший милиционер Сергей Капшук “отмотал” уже 4-ю командировку, таких, как он, в отряде было 9 человек; командир отделения старший сержант Володя Корнилов побывал на Кавказе (не в отпуске, естественно) уже трижды - таких вообще было полотряда. Так что, когда по телевизору показывают репортаж об очередном вручении орденов и медалей отличившимся приморским милиционерам, поверьте: зря никому ничего не дают...
(В порядке отступления: что уж тогда говорить о заместителе начальника краевого УВД полковнике милиции Юрии Орленко, который более 10 раз побывал в командировках в Чечне и Дагестане. А казалось бы, да - замначальника, кабинетный работник, почти что бюрократ...)
Конечно, неверно было бы полагать, что рота, отмечающая, кстати, в эти дни очередную годовщину своего создания, была сформирована исключительно для поездок в горячие точки Кавказа. Отнюдь, эта, с позволения сказать, добавочная функция появилась исключительно из-за необходимости “штопать дыры” за нерадивыми московскими политиками. Постоянное же место службы бойцов и офицеров роты - территория Приморья. Да и создавалась ОрППС по инициативе руководства краевого УВД и администрации края с вполне конкретной целью - для применения “в случае резкого обострения оперативной обстановки, возникновения чрезвычайных обстоятельств”. До этого - до экстремальных ситуаций - дело пока, к счастью, не доходило, хотя периодические повальные облавы на китайских рынках и нарастающее социальное напряжение в шахтерских регионах показывают, что никакая подготовка впустую не проходит.
Пока же (будучи не в командировке) личный состав роты несет службу по охране общественного порядка так же, как и другие подразделения милиции, - может быть, в чуть более экстремальном режиме. Дежурства преимущественно в вечернее и ночное время, 2 раза в месяц огневая подготовка, создана собственная снайперская группа, в случае ЧП в течение полутора часов личный состав собирается на базе. Так ведь и народ здесь подбирается непростой - все мужики после армии, способные не растеряться в сложной обстановке. А она - обстановка - подчас бывает непредсказуемой. Например, последние годы по просьбе руководства Дальневосточного морского заповедника направляются в заказник для работы совместно с егерями по предотвращению хищнического лова и контрабанды трепангов. Не раз задерживали крупные партии ценного морского сырья. И каждое такое задержание - риск, потому что на кону достаточно солидные суммы, измеряемые отнюдь не в рублях.
Впрочем, и на берегу хлопот хватает. Каких? За мужество и героизм, проявленные при задержании особо опасных преступников, один из сотрудников награжден орденом Мужества, двое - медалями “За отвагу”. Заслужить такие награды в мирное время - это, знаете ли, непросто. Выше мы уже говорили о том, что зря никому ничего не дают: за последние 5 лет 3 сотрудника при проведении оперативных мероприятий получили огнестрельные ранения.
Текучесть кадров в роте такая же, как и везде, только вот причина здесь весьма своеобразная: за последние годы около 20 милиционеров стали офицерами, ушли на повышение. Так что службе кадров скучать не приходится. И если у кого-то есть желание проверить себя в настоящей мужской работе - вашего звонка ждут по телефону 220-944.