Сегодня он - в небе Гвинеи

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Заслуженный пилот РФ Эдуард Екимцов - живая легенда ОАО “Владивостокавиа”. Он налетал за 40 лет беспрерывной работы 17 тысяч часов

“На такое способны лишь русские!..”

Это было в мае 96-го. Экипаж командира Эдуарда Екимцова перегонял вертолет из Владивостока на Гаити. Тот полет длился почти неделю - 6 дней по 10 часов в сутки. Кто-то из иностранных пилотов воскликнул даже: “На такое способны лишь русские!” Впрочем, подобных поводов Эдуард Екимцов и его коллеги предоставляют достаточно.

Вот что он рассказывает:

- Наш “Ми-8” пользуется за границей большой популярностью. Летный вес вертолета около 6 тонн, технические возможности большие. В Папуа-Новой Гвинее он впервые был использован в 93-м году, привезли его на теплоходе. Там в то время это была самая мощная техника. Правда, российские вертолетчики уже работали в этой стране, но на “Ка-2”, который, конечно, поменьше.

Вообще-то Папуа-Новая Гвинея - удивительная страна. В джунглях сохранились еще племена с первобытнообщинным строем. Водятся там крокодилы. И меня не раз угощали шашлыком из этой рептилии. Вкусно - что-то среднее между говядиной и курятиной, если, конечно, крокодилу не 300 лет. Кроме Папуа-Новой Гвинеи у меня была командировка еще и на Гаити, 6 месяцев летали “под флагом” ООН - возили продукты, одежду и прочий гуманитарный груз. Нас даже наградили медалью этой международной организации “За службу миру”.

В феврале этого года Эдуард Екимцов прибыл домой из очередной командировки в Папуа-Новую Гвинею. Свое 60-летие отмечал в кругу родных и друзей.

Нам рано жить воспоминаньями?

Хотя вспомнить ему, конечно, есть что. Если перевести часы, которые он налетал за 40 лет, в сутки, то получится более 2 лет беспрерывного полета. Согласно нашему законодательству он еще 27 лет назад мог уйти на пенсию, но до сих пор в строю. Когда-то для него кумиром был известный приморский авиатор Константин Шашель, так тот отлетал 25 лет. А что касается Екимцова, то его, говорят коллеги-вертолетчики, и причем всерьез, наверное, можно было бы занести и в книгу рекордов Гиннесса. Во всяком случае, на Дальнем Востоке он такой один.

В трудовой книжке у него одна запись о приеме на работу в аэропорт, тогда “Озерные Ключи”. В 57-м он прибыл туда после Бугурусланского училища на должность пилота самолета “Як-12”, в 59-м переучился на вертолетчика и с той поры управлял всеми марками этой винтокрылой машины, которыми оснащалось Приморье. На “Ми-1”, например, 6 сезонов обрабатывал с вертолета приморские поля, летая на высоте всего 5 метров...

- Как-то на край обрушился жуткий тайфун, - вспоминает Эдуард Филиппович, - сотни километров сплошняком были покрыты водой. Я участвовал в спасательных операциях в Лазовском районе, он тогда пострадал больше других. Двое суток мы почти постоянно висели в воздухе и сами были мокрые. От темна до темна мы спасали людей. Потом дождь поутих, спасали в общем-то не только людей, но и живность. Если только где был пятачок, садились. Только телят вывезли 200.

Тогда всех трех командиров вертолетных экипажей, участвовавших в спасательных работах, наградили орденами Мужества РФ.

Он избороздил все воздушное пространство Приморья. Знал: вот это поле в Уссурийском районе занимает 200 гектаров, а то - 17, другое - 220 га. Определял по цвету, что растет - овес, пшеница, гречка или рожь. Он говорит: “Могу с закрытыми глазами лететь в любую точку края...” Но сейчас его воздушная машина-вертолет больше режет импеллером чужой воздух, меряет километры в далеких просторах. С 93-го Эдуард Екимцов работает во фрахте, зарабатывая ОАО “Владивостокавиа” валюту.

“Я - человек земной...”

Как удается ему столько времени поддерживать свою форму, ведь требования к здоровью в авиации очень высокие? Особого режима нет. Вообще-то любит пельмени, борщ. И даже папуасов учил готовить эти блюда. Курит, причем только “Беломор”. И когда летит за границу, берет его столько пачек, сколько разрешено. Есть у семьи Екимцовых дача в Суражевке.

- Ну а там, за границей, что было самое сложное?

- Пожалуй, сдать зачеты на английском языке в Папуа-Новой Гвинее на право управлять вертолетом. Как командир вертолетного звена, я должен был получить звание сеньора старшего коммерческого пилота, сдавал экзамены в департаменте авиации этой страны. Их летные документы, законы и наши - большая разница. Но скажу, что российские требования к выполнению всех предполетных и полетных правил намного жестче. И еще я заметил: проще вести на английском беседу с канадцами, например, чем с австралийцами, те вообще тараторят не останавливаясь. Вот папуасы говорят медленно, у нас оператор папуас, понимаем друг друга.

- В теплых странах форма для пилотов иная?

- Да, темно-зеленые шорты, белая рубашка, темно-зеленая бейсболка с эмблемой компании и гольфы. Кстати, за то время, что я проработал, наша отечественная форма менялась 4 раза...

Ладно, форма формой, но по сути он остается русским - мужественный, стойкий, доброжелательный. Человек широкой души и высокого профессионализма. Остается добавить, что звание “Заслуженный пилот РФ” присвоено Эдуарду Екимцову в феврале этого года и что он скоро опять отбывает в новую загранкомандировку. Пожелаем ему доброго пути.