Детские оздоровительные центры растаскивают по частям

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Однажды, прогуливаясь по лесу в районе Академгородка, я случайно оказалась на территории заброшенного лагеря. Огляделась вокруг и ужаснулась. Окна корпусов наглухо заколочены, двери выбиты... Деревянные постройки уже давно начали растаскивать по бревнышку обитатели окрестных домов. Всюду разруха и запустение. На мгновение мне почудилось, что это город, потерявший всех своих жителей на жестокой кровопролитной войне и начисто разграбленный неприятелем.

Живут в лагере, а не пионеры

Клуб, сауна, несколько корпусов - все это принадлежало крайпотребсоюзу. Когда-то здесь звучали горны, барабаны и детский смех, а само ныне забытое богом и людьми место именовалось лагерем “Спутник”.

Впрочем, как оказалось, здесь не так уж пустынно. Из разбитого окна заброшенного домика тянулся дымок, а на ветках деревьев сушились чьи-то брюки. В разгромленной столовой на полу стоял черный от копоти чайник, в темном закутке примостился грязный топчан.

- Здесь у нас в каждом корпусе кто-нибудь ютится. Внизу поесть готовят, а спят на чердаке - там посуше и потеплее, - рассказывает Ольга Алексеевна, бывший начальник бригады сторожей.

Она еще помнит те времена, когда территория лагеря была чистенькой и ухоженной:

- Вот здесь стояли качели, а там, возле корпуса, - фонтанчики с питьевой водой.

Всех нынешних обитателей лагеря Ольга Алексеевна знает по именам: Алексей, Саша, Люда, Антон... Еще есть Андрей и Таня. Чем занимаются эти люди и на какие средства существуют, догадаться не трудно. Но живут тихо, никому не мешают, и на том спасибо.

“Искра” погасла

С тех пор, как лагеря перестали быть пионерскими, они стали потихонечку умирать. Еще каких-нибудь 15 лет назад в Приморье насчитывалось 53 детских оздоровительных центра (выражаясь современным языком), сейчас “в живых” осталось 37.

Когда-то в районе станции Седанка красовались шикарные 2-этажные корпуса лагеря “Искра”, принадлежащего военному ведомству. Но наступили времена рыночных отношений, и “Искра” угасла навсегда. Отличное здание вместе со спортивными площадками было снесено. Говорят, теперь на этом месте ведется бойкая торговля автомобилями.

Три года подряд пустовала “Лесная сказка” завода “Радиоприбор”. Прекрасные сауны, два искусственных плавательных бассейна с подогревом морской воды - вся эта роскошь находилось в “законсервированном состоянии”. Как сообщил управляющий по целевым программам ОАО “Радиоприбор” Геннадий Артемов, даже в этих условиях ежегодно на содержание детского оздоровительного центра уходило около 660 миллионов “старыми”.

Правда, в последнее время руководство завода пытается реанимировать “Лесную сказку”. Нашли арендатора, который взял на себя основные платежи, сделал капитальный ремонт. Кроме того, по условиям договора на заводских ребятишек каждую смену выделяется по 30 путевок. Это все же лучше, чем ничего.

Как выживать и где отдыхать?

Единственный спасительный путь для детских оздоровительных центров - полный хозрасчет и заключение договоров с предприятиями, у которых есть деньги.

Именно так выкручивается из сложившегося положения “Дальзавод”. Лагеря “Смена”, “Космос” и ЛТО “Старт” по-прежнему жизнеспособны, несмотря на тот факт, что самый первый из них был построен еще до войны. Родители на общественных началах ремонтируют старенькие деревяные корпуса, читсят дорожки и красят скамейки.

Папы и мамы согласны работать не покладая рук, лишь бы знать - три летних месяца их дети будут резвиться на свежем воздухе, сытые и довольные. Для них, задавленных безденежьем, лагеря отдыха - настоящая отдушина.

Цена путевки - 1 тысяча 700 рублей “новыми”. Половину оплачивает Фонд социального страхования. Родительский же взнос в этом случае не превышает 10 процентов (170 рублей). Вот почему дальзаводские лагеря никогда не пустуют.

На фоне массового вымирания оздоровительных центров в Приморье около 4 лет назад родилась программа профильных лагерей для старшеклассников. Она финансируется на средства краевого бюджета и рассчитана в основном на ребят в возрасте от 14 до 16 лет. Организаторы профильных лагерей пытаются убить двух зайцев одновременно - сгруппировать старшеклассников по интересам и дать им возможность отдохнуть на природе.

Идея, конечно, неплохая, но все это позволяет решить в лучшем случае десятую часть проблемы.

Конечно, мы по-прежнему живем по старому советскому принципу: “Все лучшее детям!” Вопрос в том, что же сегодня мы можем им дать. Лагеря отдыха пали первыми жертвами бесхозяйственности в масштабах государства. Очередь за школами, детскими садами...