На высшую школу обрушилась реформа
Куда пойти учиться? Этот вечный вопрос волнует читателей. Ведь не секрет, что в наше время с дипломом о высшем образовании можно остаться без работы. Наш корреспондент встретился с деканом государственно-правового факультета Юридического института ДВГУ профессором Виктором Шеховцовым.
- В России грядет реформа системы высшего образования. Какие, на ваш взгляд, перемены нас ожидают?
- К сожалению, катастрофическое положение дел в экономике, финансировании бюджетной сферы подсказало реформаторам простой и, на первый взгляд, правильный выход из создавшейся угрожающей ситуации - по одежке протягивать ножки. Предлагается резкое сокращение и без того недостаточного федерального финансирования высших учебных заведений...
- Есть информация, что в Приморском крае останется только 3 вуза.
- Пока окончательное решение не принято. Из бюджета Российской Федерации разработчики реформы планируют финансирование только ведущих университетов. Сколько их будет в Приморье - неизвестно, но, несомненно, в их число войдут ДВГУ и ДВГТУ. Все остальные вузы предполагается финансировать из бюджетов республик, краев и областей, которым по вполне понятным причинам эта ноша не по плечу.
- Виктор Афанасьевич, какие проблемы возникают в связи с проведением реформы высшей школы?
- Их множество. Недостаточное финансирование системы образования продолжается уже несколько лет. Большинство вузов барахтается в огромной полынье псевдорыночной экономики, судорожно пытается удержаться на плаву... Думаю, в ближайшем будущем нас ожидает вначале закрытие ряда специальностей, факультетов, а затем, возможно, и некоторых высших учебных заведений. Сотни тысяч российских юношей и девушек будут лишены возможности получить высшее образование и пополнят ряды безработных.
- Но ведь развивается система платного образования. Это не решение вопроса?
- Обучение на договорной основе, за плату, позволяет только частично сгладить остроту ситуации, залатать некоторые прорехи в бюджете вуза. Лишь небольшая часть приморцев имеет доход, позволяющий оплатить образование своих детей и внуков. Талантливые выпускники школ, родители которых остались без работы или долгие месяцы, а то и годы не получают заработную плату, должны иметь право поступить на конкурсной основе в высшие учебные заведения. В Дальневосточном государственном университете, в моем родном Юридическом институте мы предоставляем такую возможность абитуриентам.
Нельзя забывать и о том, что развитие платного обучения создает новые проблемы, таит в себе такие ловушки и капканы, что всем тем, кто в них угодит, можно только посочувствовать.
Проблема выбора - это вопрос жизни. Ведь и с высшим образованием порой невозможно устроиться на работу. Вы задумывались, где будут трудиться сотни и тысячи приморских политологов, выпускников специальностей, в названии которых есть такое притягательное, многообещающее прилагательное “международный”?
- В условиях рыночной экономики каждый делает свободный выбор, существует жесткая конкуренция, эффективная реклама обеспечивает успех. Разве не так?
- Если это добросовестная конкуренция - я двумя руками за, но я против эффективной, но лживой, жульнической рекламы “У МММ нет проблем!”. Образовательные пирамиды, созданные в России, в Приморье, сделают несчастными доверившихся им людей.
- На моей памяти всегда профессия юриста была одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Сейчас работают и собирают немалые деньги филиалы, дающие дистанционное обучение, в одном из университетов Владивостока создали институт политики и права, в другом - права и политики и везде обещают будущим юристам высочайший уровень образования...
- Немудрено, ведь спрос рождает предложение. Если абитуриент желает стать инженером или архитектором, я бы ему посоветовал поступать в ДВГТУ, свою мечту о профессии дизайнера девушка может реализовать во ВГУЭС. Но всем известно, что квалифицированных, конкурентоспособных юристов готовят в стенах Юридического института ДВГУ.
В нынешнем году мы празднуем славную дату - 40-летие со дня основания. В результате длительного развития создан уникальный коллектив преподавателей - 18 докторов юридических наук, профессоров, 30 доцентов, написаны современные учебники, учебно-методические пособия, монографии. Совсем недавно я участвовал в работе Ассоциации юридических институтов и факультетов Российской Федерации (учредителем и единственным приморским участником которой является наш институт), спустя месяц выступил с докладом на конференции, посвященной памяти моего научного руководителя, выдающегося государствоведа Г. Барабашева, на юридическом факультете МГУ им. М. Ломоносова. Было отрадно убедиться еще раз: наши коллеги признают, что от Урала до Тихого океана Юридический институт ДВГУ и мы, его преподаватели, - лидеры.
- Кстати, какие факультеты работают в институте?
- Юридический факультет ДВГУ, созданный в 1958 году, стал фундаментом 6 факультетов в г. Владивостоке, а также наших филиалов в городах Находке, Артеме, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском. В столице Приморья абитуриенты могут поступить на факультеты: государственно-правовой, правоведения, прокурорско-следственный, международно-правовой, предпринимательского права и заочный. На спецотделении приморцы могут получить второе высшее юридическое образование.
Только на факультетах государственно-правовом и правоведения проводится прием на конкурсной основе и, следовательно, часть студентов обучается бесплатно. Более того, нуждающиеся получают талоны на питание (у нас отличная столовая), в отдельных случаях даже сдавшим сессию на “тройки” выплачиваются социальные стипендии. Есть юридическая библиотека, компьютерные классы, студенты работают в системе Интернет.
- Читателей, видимо, заинтересует специфика государственно-правового факультета.
- Прежде всего надо сказать, что государственно-правовой факультет (равно как и другие) дает фундаментальную университетскую подготовку в соответствии с государственным стандартом. Все выпускники Юридического института получают квалификацию “юрист” и право работать на любой должности, связанной с юриспруденцией. Специфика государственно-правового факультета в том, что мы даем дополнительные знания, ведем углубленное изучение государственного (конституционного), административного, муниципального, финансового и предпринимательского права, науки управления, налогового, банковского, таможенного законодательства, формулирование и развитие способностей студентов к руководящей управленческой деятельности, государственной работе. Многие наши выпускники будут трудиться в органах законодательной власти, администрациях Приморского края и других субъектов Российской Федерации, муниципалитетах и мэриях городов и районов Приморья и других регионов страны.
Но необходимо отметить, что и в частной фирме, и в акционерной компании, и в государственных учреждениях и на предприятиях необходимы высокообразованные юристы, знающие механизмы власти, управленческие процедуры, умеющие решить во властных структурах сложные проблемы, - цены нет таким специалистам.
Ведущие профессора и доценты проводят занятия на государственно-правовом факультете. Их отличает не только высокий учебно-методический и научный потенциал, но и большой опыт государственной работы. Наши специалисты подготовили Устав Приморского края, проекты ряда приморских законов, решений муниципальных органов. Профессор С. Князев и доцент Е. Хрусталев много лет руководят работой государственного органа - краевой избирательной комиссии.
- Виктор Афанасьевич, достаточно много выпускников Юридического института ДВГУ работают в органах государственной власти, местного самоуправления, избираются депутатами. Ваш опыт работы в Верховном совете СССР помогает в преподавательской деятельности?
- Сочетание теории с практикой, конечно же, способствует эффективной научной и преподавательской деятельности. Три года работы в Кремле укрепили мое убеждение - для решения государственных вопросов, местных проблем необходима государственно-правовая подготовка и депутатов всех уровней, и представителей исполнительной власти.
Все свои знания, навыки и опыт мы передаем студентам государственно-правового факультета Юридического института ДВГУ, которые при добросовестном отношении к учебе вполне могут стать хозяевами своей судьбы, лидерами XXI века.