Сталевары без плавок
“ПОЛНАЯ ОБНАЖЕНКА” (комедия), Великобритания, 1997, 90 минут. Режиссер - Питер Каттанео. В главных ролях - Роберт Карлайл, Марк Эдди, Том Вилкинсон, Стив Хьюсон, Пол Барбер, Хьюго Спир.
Истерическая рекламная шумиха вокруг фильма Джеймса Камерона “Титаник” заслонила другой несомненный кинохит года, упоминавшийся в нескольких номинациях на “Оскара” - британскую комедию “THE FULL MONTY”. Во всех релизах ее официальный перевод “Мужской стриптиз”. Но наши видеопираты, надо отдать им должное, придумали более удачный, адекватный содержанию вариант названия “ПОЛНАЯ ОБНАЖЕНКА”. Этот скромный малобюджетный фильм, поставленный английским режиссером Питером Каттанео по оригинальному сценарию Саймона Бофоя, продолжает делать за рубежом невиданные кассовые сборы. В Англии он стал национальным рекордсменом. Во Франции, Испании, Швеции и странах Восточной Европы он вызвал небывалый ажиотаж. На ежегодной церемонии вручения европейских кинопремий “Феникс” он назван лучшим европейским фильмом 1997 года и отхватил все главные награды, включая приз зрительских симпатий. В чем же секрет обаяния этой картины, так всколыхнувшей зрителей и кинокритиков всего мира? Чтобы разобраться в этом, пришлось побегать по видеокиоскам в поисках “ПОЛНОЙ ОБНАЖЕНКИ”, купить ее и придирчиво просмотреть. Придирчиво, впрочем, не получилось - приступы смеха мешали. Потому с уверенностью спешу признать: это действительно лучшая комедия года. И боже упаси назвать ее эротической! Смысл ее намного глубже. А самое главное - для нашей ментальности он близок и понятен. Причем настолько, что порой во время просмотра кажется, что снято это у нас, про нас и в духе нашего родного соцреализма...
Действие, однако, происходит все-таки в Англии, графстве Йоркшир. Жители городка Шеффилд, славившегося на протяжении веков своей мощной сталелитейной промышленностью, влачат ныне жалкое существование. Заводы закрыты, безработные мужики пьют горькую и слоняются по окрестностям, женщины сидят дома или торгуют. Знакомая до боли картина, не правда ли? Тут и наши герои обнаруживаются: бывшие сталевары - худосочный Гарри Сколфи (в просторечии Газ) и весьма упитанный Дэвид Освальд (в просторечии Дэйв) - вместе с малолетним сынишкой Газа Нейдом бродят по опустевшим цехам в поисках “чего бы стащить”. Добытую рельсу они тут же бездарно теряют при переправе через речку, лениво переругиваются... И вдруг замечают, что в городе как-то мало стало женщин.
...Между тем все женщины собрались в местном ночном клубе посмотреть на заезжую диковинку - группу мужского стриптиза “Чип и Дейл”. На следующий день женская половина населения с блеском в глазах обсуждает увиденное, мужская - с хмурым недовольством костерит женщин, купившихся на “дешевку”. Газ уныло пророчествует: “С тех пор, как женщины перестали бояться “американских горок”, наступил наш конец. Генетическая мутация: они стали похожи на мужиков. И мы скоро вымрем, как динозавры...” Однако когда ради интереса кто-то подсчитывает, что за одно выступление заезжие стриптизеры заработали 10 тысяч франков, Газ крепко задумывается. Нищета такая, что впору без штанов остаться. Так, может, и правда скинуть их к черту да заработать хорошие бабки?..
Постепенно сколачивается группа единомышленников, рискнувших попробовать себя на новом поприще - сам Газ, его закадычный друг - толстяк Дейв, бывший начальник цеха Джеральд, знающий толк в танцах, неудавшийся самоубийца-музыкант Лемпер, весь из себя рыжий и заморенный. Чуть позже к ним присоединяются изрядно помятый негр по кличке Конь и странноватый субъект Гай, ничего не умеющий, но зато обладающий мужским достоинством внушительных размеров. Шестерка смельчаков - далеко не Аполлоны. А потому они решают пустить в ход главный козырь - “полную обнаженку”. Назвав новорожденную стриптиз-группу “Горячий металл”, они договариваются с владельцем клуба, расклеивают афиши о предстоящем выступлении и вплотную приступают к тренировкам...
Создатели фильма правильно понимают, что в таком пикантном сюжете главное - процесс, а не результат. Они сполна поиздеваются и над кондовым мужским шовинизмом, и над издержками феминизма, показывая, как наши герои начнут задумываться над тем, над чем раньше скабрезно насмехались. И на диету придется сесть, и спортом заняться, и разобраться в хитростях косметики и нижнего белья, и свои махровые комплексы перебороть, прежде чем первый раз скинуть хотя бы друг перед другом трусы. В общем, вместе с репетициями будет происходить внутренняя эволюция персонажей - на пользу им и их женам...
Правда, в решающий момент они попадут в полицию “за аморалку”. И местная газета напишет: “Стальные стриптизеры засвечены”. И прохожие будут показывать на них пальцем, отпуская грубые шуточки. Но выступление все-таки состоится. И в назначенный день в клубе соберутся все жители, независимо от возраста и пола. Не просто на обещанную обнаженку посмотреть, а что важнее - за своих поболеть. И этот трогательный коллективный акт сопереживания подарит фильму добрый, чистый и щемящий финал, оправдывающий и возвышающий все остальное содержание...