Гибель царской семьи - великая тайна ХХ века. Так и неразгаданная...
В номере “В” за 15 мая опубликовано интервью с заместителем директора республиканского Центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава России, профессором Юрием Пиголкиным, в котором он заявляет: генетическая экспертиза и другие медицинско-криминалистические анализы доказали, что найденные под Екатеринбургом останки царской семьи - подлинны. Казалось бы, что скажешь против генетики? Но сегодня мы знакомим читателя с мнением не менее убедительным, причем основательно не совпадающим как с позицией медиков, так и с позицией правительства. Наш собеседник - недавний гость Владивостока, директор Екатеринбургского института истории и археологии Уральского отделения РАН, доктор исторических наук, академик РАН Вениамин Алексеев. Вениамин Васильевич - автор книги “Гибель царской семьи: мифы и реальность”. 10 последних лет ученый ведет исследования этой проблемы, он - член правительственной комиссии по захоронению останков, им изучено более 50 серьезнейших специальных научных трудов по этой теме, опубликованных в разные годы за рубежом, тысячи листов архивных документов, в том числе из закрытых и суперзакрытых, как говорит сам историк, архивов КГБ. Документы эти опубликованы в названной книге, а весь теоретический багаж позволяет сегодня Вениамину Алексееву заявить: “Гибель семьи последнего царского императора - одна из самых удивительных, но так и неразгаданных тайн ХХ века”.
- Вениамин Васильевич, современного гражданина России не удивишь самым циничным убийством. Ну почему так жгуч интерес к событиям 80-летней давности?
- Вы правы, всего одна ночь - с 16 на 17 июля 1918 года, и столько лет она будоражит умы ученых, политиков, граждан многих стран мира. Преувеличено? Отнюдь!
Я бы назвал 3 аспекта этого интереса. Первый - “династический”. Как бы то ни было, Романовы - царская династия, и вопрос, сохранился ли кто-то из ее представителей, остается. Кто может претендовать на российский престол? Скажете, нелепость. Но, извините, в Англии короля казнили, королева до сих пор царствует, во Франции короля казнили, Бурбоны вернулись. Совсем недавний пример в Испании: после Франко Филипп пришел? Пришел. И такие разговоры ведутся и применительно к России.
В Екатеринбурге в прошлом году на научной конференции выступал один московский историк, доктор наук, который полтора часа анализировал акт Павла I о престолонаследии, из которого вытекает, что Мария Владимировна, которая сейчас живет в Испании, законная наследница престола, и самое главное, ее сын Георгий - законный наследник российского престола.
А пару лет назад под Москвой короновался Николай III. Это все доносится как бы издалека, этому не придается серьезного значения на фоне сегодняшних российских проблем, но вопрос-то существует!
Второй аспект: все, что касается последнего русского императора, это серьезный политический вопрос. Как школьный учитель привычно представляет ситуацию? Император отрекся от престола. А это ведь было отнюдь не так просто. До сих пор не ясно, почему так получилось, кто или что заставило его это сделать? И потом: самый могущественный монарх Европы оказался самым беззащитным!
Вот штрих: в Европе с 1938 по 1970 год шел судебный процесс - заметьте, самый длительный процесс в истории Европы - Анна Андерсон пыталась доказать, что она царская дочь Анастасия. Суд прозаседал 32 года и не пришел к выводу, что она царская дочь, но и не пришел к выводу, что НЕ царская дочь.
Когда я был в Копенгагене, одна влиятельная особа в благодарность за мои исследования в этой области предложила: “Я могу что-либо сделать для вас?” “Очень просто, - сказал я, - известно, что материалы суда по поводу иска Анны Андерсон хранятся в датском королевском архиве, помогите мне познакомиться с ними”. “Нет ничего проще, - сказала дама, - королевский архивариус - мой друг”. Но на следующий день в выдаче документов мне было отказано. Оказалось, датская королева написала на документах резолюцию: хранить в строгом секрете до 2060 года.
Значит, там есть что засекречивать, там есть неудобные для царствующих особ моменты? А дело в том, что во время судебных разбирательств было выплеснуто много вопросов мировой политики такого масштаба, которую пока не позволяется рассекречивать. И можно только строить догадки.
Ну в самом деле, почему английский король отказался принять Николая II, вроде бы хотел - парламент возразил, а потом парламент согласился - король отказался... Германский кайзер, родственник все-таки, тоже пытался как-то помочь - не помог. Короче говоря, все королевские дома Европы запутаны в этом очень неблаговидном деле.
И сейчас, когда английская королева заявила Горбачеву, что она не будет иметь дел с Россией, пока ей не объяснят, что сделали с ее родственником, российским императором, - это лишь поза, потому что именно английский двор ничего не сделал в свое время для спасения царя...
Мы сокрушаемся: дело запутано. Но путаница в его расследовании началась через неделю после расстрела, когда из Екатеринбурга ушли красные, и белогвардейский офицер Малиновский начал первое следствие. Вскоре он закончил свои дни, потом кончили свои дни еще двое следователей, Соколов - классик этого расследования - умер в Париже при непонятных обстоятельствах. Плохо кончают все, кто прикасается к этому делу.
- Это мистика?
- Нет, я реалист. Это лишь доказательства, что дело касается слишком большой мировой политики. Его запутывали красные, уничтожая следы преступления, его запутывало белое следствие. Но я должен откровенно сказать, нынешнее следствие его еще более запутывает.
...Третий аспект экономический. Дело вот в чем. В январе 1917 года Николай Александрович, чувствуя, что трон под ним зашатался, отправил в Англию 5,5 тонны золота, они были положены на его счет. При условии, что этим золотом могут пользоваться только кровные родственники. Это золото до сих пор лежит в английском банке. Представляете, какими гигантскими процентами оно обросло? Это миллиарды долларов. Чьи это деньги? Семьи, которая вымерла, и они должны быть переданы государству-преемнику, или все же найдется представитель семьи Романовых? Вот вам экономический вопрос.
А претенденты на кровное родство, как вам известно, есть. Например, некий князь Алеко, который еще недавно жил в Испании, прислал в комиссию 3 тома документов, в которых доказывал, что он - внук дочери царя, Марии, что будто бы Мария сумела избежать расстрела, уехала в Европу, умерла во Франции. Некоторые документы, признаться, сомнительны, но целый ряд таких, что остается лишь развести руками: они, похоже, подлинны. Любопытно другое: князь Алеко заявил, что если Россия признает его законным наследником, он сразу же подпишет документы о выдаче России всего золота. И ситуация развернулась. Князь вскоре был застрелен...
- Вениамин Васильевич, сразу после вынесения решения правительственной комиссией 30 января 1998 года вы высказали свое “особое мнение”. В чем оно заключается?
- Я написал, что признаю и высоко оцениваю работу моих коллег - следователей, судмедэкспертов, баллистиков, генетиков. Но это историческое событие, и его нельзя трактовать как вчерашнее убийство. Без исторических документов решить эту проблему нельзя! Результаты всех проведенных экспертиз должны быть подтверждены историческими документами, они просто обязаны состыковаться между собой, образуя стройную картину события. А они в целом ряде случаев совершенно противоречат друг другу. И потому я настаиваю, что должна быть проведена еще и историческая экспертиза.
Вот вам пример. Колчаковский следователь Соколов, один из самых авторитетных в этой проблеме на Западе, заявил, что вся семья расстреляна, разрублена на куски и сожжена, пепел спрятан. Все, ничего не осталось. Тогда возникает вопрос: что же мы собираемся сейчас хоронить в соборе Санкт-Петербурга? Хорошо, Соколов мог ошибиться, но надо же это исследовать, сопоставить документы его следствия - они есть, это 9 томов, доставленных в 1945 году из гитлеровской рейхсканцелярии.
Все же этот вопрос сейчас поднимается всерьез. В Москве я был приглашен патриархом Алексием II, мы беседовали 45 минут, и когда я изложил ему свою точку зрения, он сказал: “Да, это очень убедительно. Более того, - добавил он, - в разное время работало очень много комиссий, они сделали многое, но они могли ошибаться, и ваша комиссия может ошибиться. А вот православная церковь за 1000-летнюю историю христианства на Руси никогда не ошибалась в своих святых. А ведь на Западе Николай и его семья объявлены святыми, и наша церковь готовится к канонизации”. Завершил разговор патриарх так: “Пока вы, ученые, не докажете подлинность этих останков, я не махну кадилом на похоронах”.
И когда комиссия объявила, что останки царские и их надо захоронить в Петропавловском соборе, Святейший синод Русской православной церкви принял решение, что он не признает этих останков, там так и написано - екатеринбургские останки, и что православная церковь не будет участвовать в этих похоронах. Но необходимо все же захоронить эти останки, только в символической могиле-памятнике. Там есть оговорка: если когда-нибудь все же будет доказано, что это останки царские, они могут быть перенесены в Санкт-Петербург.
Любопытно, что через сутки после решения правительственной комиссии выступил митрополит Восточный, Американский и Нью-Йоркский Виталий с заявлением, что подлинные останки царской семьи хранятся замурованными в стенах храма Иова Многострадального в Брюсселе, и что в 1936 году он присутствовал при заложении этих мощей в храм. И Русская православная церковь за границей признала эти мощи святыми.
- Каковы же ваши основные аргументы, где более всего не сходятся факты?
- Давайте начнем с того, что ни в одной стране мира только на основе генетической экспертизы решение не принимается, должны быть собраны все возможные доказательства. Это аксиома юридической практики.
Далее я приведу целый ряд фактов, которые заставляют меня всерьез сомневаться в подлинности останков. Но сначала немного вернемся в историю. На Западе вышла книга советского диссидента Фельштинского “Брестский мир”, где есть такое замечание: Брестский мир был подписан не только советским дипломатом, но и Николаем II. Что это означало? Да то, что немцы не верили в надежность власти большевиков, им нужна была подпись царя. И они ее получили? И вот ведь какое дело: из Тобольска в Екатеринбург семью Романовых повезли не сразу всю, а только с женой и дочерью, остальных оставили. Зачем? Говорили, мальчик приболел. А может быть, болезнь ни при чем? Я твердо убежден, что семью надо было разбить. Чтобы оказывать давление на царя?
Еще факт: документов политбюро и ВЧК периода с 18 мая 1918 года и вплоть до 1919 года нет нигде, ни одного, они будто бы не сохранились. Я не верю, что их нигде нет! В учебниках писали: царь расстрелян по распоряжению Ленина. Ну чушь, простите. Ленин прекрасно понимал, что означает подписать приговор императорской семье, да еще и вместе с детьми. Тогда это было коллективное решение. Чье?
Теперь вернемся к фактам, заставляющим сомневаться. Об одном из них пишет вся мировая пресса: печально знаменитая костная мозоль. Года 4 назад в московском архиве я обнаружил такой документ. 18 ноября 1918 года соколовское следствие на одном из екатеринбургских кладбищ обнаружило 2 трупа, по всем признакам - государя и наследника. Но для достоверности нашли и привезли для опознания личного врача императорской семьи Деревенько, который на руках носил наследника. Он посмотрел, сказал: “Да, очевидно, он”. А потом пощупал голову и заявил: “Нет!” В протоколе его рукой записано следующее: “Труп государя-императора можно обнаружить только по костной мозоли на виске - след от удара японской сабли во время пребывания в Японии”. Это в самом деле было крупное ранение, которое царевичу Николаю нанес в Японии полицейский в 1891 году, были перерублены 4 крупные артерии и вырублен участок кости длиной 2,5 см. Рана не могла не оставить следа.
А на останках, которые исследовала государственная комиссия, этой костной мозоли нет! Медики ссылаются на то, что будто бы останки столько пролежали, что фрагменты сожгла кислота, которой поливали трупы... 29 лет личный врач царя прощупывал костную мозоль, и тут вдруг она исчезла.
Сохранилось еще одно свидетельство. В 1978 году екатеринбургские краеведы Авдонин и Рябов обнаружили предполагаемые царские останки и выкопали 3 черепа. В рюкзак - и повезли в Москву. Там они показали одному судмедэксперту, он сделал заключение - и оно было опубликовано, - что на одном из черепов “прослеживается костная мозоль”. Потом останки вновь были преданы земле. Но возникает вопрос: какой череп был представлен тогда и какой - теперь?
Вывод таков: надо замкнуть круг доказательств, те исторические факты, о которых я говорил, надо или опровергнуть или подтвердить. Но оставлять этот полурешенный вопрос нельзя.
Если потом окажется, что захоронены все же не останки императорской семьи, это будет величайший позор для России.