А если нам “зашиться”?
Два часа наедине с трагедией - человека, семьи, общества: так можно определить суть “Прямой линии”, по которой вела разговор с читателями “В” главный нарколог Приморья Людмила Михалева. Звонили алкоголики, наркоманы, их несчастные родственники - жены, бабушки, матери, отцы, сестры...
Беседа еще раз подтвердила: невооруженным взглядом видно - страна спивается. И маленький ее кусочек - наш край - не исключение.
- Людмила Дмитриевна, как “завязать” с пьянкой? Сам врач, все понимаю, но остановиться не могу. Как начну “поддавать”, так на неделю.
- Для начала надо обратиться к специалистам. Краевой наркологический диспансер находится на Станюковича, 53, рядом с дворцом культуры моряков. Работаем с 8 утра до 7 вечера. После обеда становится посвободнее, и вы можете спокойно выбрать любого врача. Их у нас много. Прием как платный, так и бесплатный. К врачам, кстати, у нас особое отношение - мы же коллеги. Приходите, обязательно поможем.
- Но я еще работаю... И что, меня сразу на учет поставят?
- Нет, у нас проводится и анонимное лечение. Прием конфиденциальный. Главное сейчас во врачебной тактике - не навредить пациенту. Поэтому не нужно бояться постановки на учет или каких-то других ограничений. В регистратуре никто никаких паспортных данных не спросит. Вы можете даже назваться другой фамилией.
- Скажите, а если мне “зашиться”? Поможет?
- Некоторым помогает. Но хочу предупредить сразу - имплантация эсперали, когда пациенту в мышцу вшивается несколько таблеток, которые постепенно всасываются, подавляя влечение к алкоголю, подходит не всем. Эспераль оказывает токсическое воздействие на организм. Обычно этот метод используется в крайнем случае, когда настолько безвыходная, тяжелая ситуация в семье, когда человек не хочет лечиться, когда он так безволен, что другие методы неэффективны. Эспераль - это последняя ступень в лечении. Вначале нужно попробовать другие методы. Их у нас вполне достаточно.
- Людмила Дмитриевна, можно ли вылечить алкоголика?
- Смотря как понимать слово вылечить. Если вы думаете, что после лечения удастся пить умеренно, то НЕЛЬЗЯ. Особенно если алкоголизм зашел достаточно далеко. Но можно добиться периода длительного воздержания.
- А вот если человек не пьет месяц, 3 недели, а потом выпил, и понеслась душа в рай, в запой, дня на 3.
- Скорее всего, этот человек никогда не сможет пить умеренно. В этом случае явно произошли глубокие изменения в обмене веществ организма, и поэтому задачу надо ставить на длительное воздержание от спиртного.
- Как решается эта задача?
- У нас существуют самые разные программы, работающие на эту цель. Медикаментозные, психотерапевтические, иглорефлексотерапия, физиотерапия - каждому больному подбирается индивидуальное лечение.
- Здравствуйте, это Алла Васильевна говорит. А лечение у вас дорогое?
- Прием и консультации бесплатные. Лечение как платное, так и бесплатное. Бесплатно можно лечиться в стационаре до 3 месяцев. Обычно иногородних мы так лечим.
- А кодирование сколько стоит?
- 600 рублей. Деноминированных.
- А почему так дешево? Я узнавала, в частных клиниках берут 3 миллиона “старыми”. У вас, выходит, качество не очень?
- Почему-то народ считает, раз дешевле, значит, хуже. Это - психология. Но уж поверьте мне, специалисту с 20-летним стажем работы в наркологии, расценки на качество не влияют. Просто у нас подходы и масштабы разные. Мы хотим сделать эту услугу доступной как можно большему числу людей, не стремимся превратить ее в элитарную. Тем более это - один из многих методов, которыми мы владеем. К слову, квалификация большинства наших специалистов на уровне столичных докторов. Мы же постоянно учимся, участвуем в российских и международных конференциях, семинарах.
- Алло, у меня важный вопрос наркологу. Как узнать, что безобидная вроде любовь к выпивке переросла в болезнь?
- Когда снижается доза употребления алкоголя. Когда возникает желание опохмелиться. Это уже 2-я стадия алкоголизма. Первая, к слову, обычно проходит незамеченной. На
3-й стадии нарастают явления слабоумия, начинается деградация личности, поначалу тоже незаметная. Cудебные медики определили смертельную дозу алкоголя в крови - 5-6 промилле. Оказалось, что для больных алкоголизмом эта доза смертельной не является. Употребив такое количество алкоголя, некоторые продолжают работать, что-то там делать. Переносимость алкоголя - огромная. На это работает весь организм пьющего.
- Выходит, пьяница расходует отведенные ему природой жизненные ресурсы?
- Конечно. Все те ферменты, которые должны работать на нормальный обмен веществ, переключаются на обмен алкоголя. Таким образом организм защищает себя, обезвреживая, выводя вредные вещества. И это очень долгий процесс. В норме печень может переработать очень маленькое количество алкоголя в час: для этого есть специальный фермент - алкоголь-дегидрогиназа. В крови у разных людей его разное количество. У европейцев побольше, а вот у малых народностей Севера его почти нет. Поэтому они и спиваются очень быстро. Из-за недостатка этого фермента организм начинает подключать другие, расходуя, можно сказать, свой неприкосновенный запас. К слову, из-за беспробудного пьянства мужчины-чукчи, ненцы, эвенки к 32 годам уже не способны стать отцами.
- Муж моей сестры пьет 40 лет. Что только не предпринимали за эти годы - все без толку. Жить рядом с ним уже невозможно. Скажите, нельзя ли его отправить на принудительное лечение?
- Принудительного лечения, как раньше в лечебно-трудовых профилакториях, сейчас нет. Их все позакрывали - в связи с перестройкой и демократией. Однако если состояние вашего родственника очень тяжелое, он создает невыносимую обстановку дома, то можно его привести на Гоголя, 35, и мы - в порядке исключения - положим его в стационар принудительно. На месяц, на два. Но вначале вам надо будет взять направление у амбулаторного нарколога, на Станюковича, 53.
- Как уберечь ребенка от наркомании? Старшему сыну 18 лет. Мне кажется, он уже приобщился к наркотикам.
- У нас есть кабинет профилактики и реабилитации наркомании. Он расположен на ул. Нерчинской, 42, выше следственного изолятора. Врачи ведут прием с 8 утра до 18 вечера, в субботу - до обеда. В кабинете вам скажут, как проверить свои подозрения, а если они подтвердятся, оговорите программу дальнейших действий.
- Людмила Дмитриевна, выслушайте и меня. Мой сын употребляет опиум. Скажите, куда обратиться за помощью и, главное, как его уговорить бросить это?
- Вначале обратитесь в кабинет профилактики наркомании, на Нерчинскую. Тел. 428-449. Наркологи знают, как убедить больного лечиться. Специалисты реабилитационного центра краевого наркологического диспансера (это на Успенского, 72) даже ввели недавно новый вид услуг: помогают больному принять решение лечиться. Это метод научно обоснованной “интервенции”. Он широко применяется в клиниках США. Теперь “интервенция” под силу и нам.
- А наркоман может сам отказаться от своего пагубного влечения?
- Некоторые могут бросить сами, без лечения.
- Но это будет стадия ремиссии? А потом - все снова?
- Может быть, и ремиссия. А может, и навсегда откажется. Но для этого нужны очень сильные волевые качества. Нужно менять стиль, образ жизни - это неимоверно трудно. Но все-таки возможно. В редких случаях.
- После выхода в свет закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” наркоману теперь одна дорога - в тюрьму?
- Нет, что вы. Конечно, нет. И вчера, и сегодня, и завтра мы, доктора, сохраняем и будем хранить тайну врачебного диагноза. Если человек обращается на лечение добровольно, мы никогда не сообщаем о нем в органы внутренних дел.
А закон еще не работает - нет механизма его реализации. К нему сейчас требуется более 20 подзаконных актов. По всем позициям. Закон, к примеру, установил ответственность за нахождение в состоянии наркотического опьянения. Но что делать с задержанным, как осуществлять его лечение - где, за счет каких средств, пока не определено. Достоверно ясно одно - лечением наркоманов могут заниматься только государственные медицинские учреждения. В частных клиниках разрешается проводить лишь реабилитацию пациентов.
- Я где-то читала, что наркоманов лечат, постепенно снижая дозу. Это правда?
- Иногда это действительно помогает. Снижение дозы позволяет некоторым нашим пациентам выйти из состояния “ломки” и постепенно избавиться от наркотика. Но этот метод, повторяю, подходит единицам.
- Сын говорит, что он не выдержит “ломки”. Что это такое? Человек трясется, что ли, или как это происходит?
- “Ломка”, по определению наркоманов, это состояние организма, вызванное отсутствием наркотика. У человека тогда начинаются очень сильные боли - в мышцах, суставах, животе. Это в самом деле очень тяжко. Наркоманы боятся “ломки”, многие не выдерживают. Поэтому вновь и вновь прибегают к наркотикам. Путем постепенного снижения дозы можно избежать подобного воздействия, не дойти до страшной критической грани.
- Сколько длится “ломка”?
- Может до 14 дней. Самое трудное - пережить первую неделю.
- И получить-таки шанс вернуться в нормальную жизнь?
- Для человека, употребляющего наркотики, такой шанс есть всегда. Но это зависит от многих причин. В каком возрасте начал принимать наркотики, какие это наркотики, кто этот человек, какова его волевая сфера, что за интересы у него, по силам ли ему изменить свое окружение... Путь к выздоровлению долог. Надо настроиться на это - и самому наркоману, и его близким.
- Сын считает, что у него нет зависимости и он может бросить сам в любую минуту.
- Они все так думают и надеются, что сами выйдут из этого состояния. Но по опыту знаю: воли хватает у единиц. Мой вам совет: обратитесь к специалистам. Чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность того, что сын откажется от наркотиков.
- Людмила Дмитриевна, здравствуйте. У меня такая беда: 26-летняя дочь до недавнего времени принимала эфедрон. Кололась с мая 96-го года. Летом 97-го мы пролечили ее у вас на Нерчинской, прошли полный курс лечения. Но продержалась недолго, снова взялась за старое. Сейчас она в рейсе, говорит, больше не будет, дескать, все забыла. Насколько это реально?
- Сказать, насколько это реально, я не могу. И никто не сможет. В каждом конкретном случае выздоровление зависит от многих причин. В данной ситуации можно надеяться на лучшее, если в море не будет наркотиков и дочь ваша будет работать над собой. Но бывает, что человек и в море находит наркотики. Либо возвращается на берег, и история повторяется. Так что успокаиваться вам пока рано. Тем более эфедроновая наркомания - одна из самых тяжелых видов наркотической зависимости.
- Дочь скоро возвращается домой. Надо ли будет вновь пройти курс лечения?
- Обязательно.
- Но она категорически против возвращения в стационар на Нерчинской.
- Вы можете обратиться на Станюковича, 53, в наркологический диспансер. Если хотите встретиться со мной, запишите мой рабочий телефон: 413-884. Можете обратиться к другим докторам. Мы начнем лечение амбулаторно, а там посмотрим...
- Это звонит Лариса Михайловна. У моего брата были проблемы с наркотиками, и он попался милиции, а точнее, его “подставили”. Нам посоветовали обратиться к адвокатам, которые у вас работают. Сегодня хочу поблагодарить их за все, что они сделали для нашей семьи. Брат остался на свободе. Пожалуйста, расскажите об этой службе всем читателям “В”.
- Я рада, что вы так хорошо отзываетесь о наших юристах. Мы считаем их своими, потому что их фирма - “Специализированная контора по защите интересов и прав больных наркоманией” всегда помогает нашим пациентам, их родственникам. Они уже столько чьих-то сыновей и дочек вытащили из наркоманских притонов, столько уголовных дел было прекращено! В декабре прошлого года был издан новый перечень доз наркотиков, при обнаружении которых можно привлекать к уголовной ответственности. Сейчас даже пыль гашиша или конопли, найденная в кармане задержанного, является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Это сразу вызвало шквал уголовных дел. Мы просто захлебнулись в этом потоке.
- Меня зовут Лена. Мне 15 лет. Скажите, пожалуйста, если родители употребляют наркотики, это отражается на их детях?
- Нередко бывает, что ребенок наркоманов рождается со второй стадией наркомании. Младенец кричит, беспокоится, его мучают боли в мышцах. Это самая настоящая “ломка”. Настолько он привык к наркотикам, которые употребляла мать. Ребенок успокаивается, лишь получив дозу наркотика.
И у алкоголиков те же проблемы: детишки рождаются с так называемым алкогольным синдромом плода.
- Еще один вопрос. Почему вы так мало выступаете в средствах массовой информации?
- К сожалению, наркологическая служба у нас финансируется из рук вон плохо. Средств нет ни на профилактику наркомании, ни на лечение больных. Нет у государства и четкой алкогольной политики - ни денег, ни внимания этой сфере. Так что нам не до рекламы. Спасибо газете “Владивосток” - поддерживает нас.