Бездомные в погонах
Более 7 тысяч семей военнослужащих на Тихоокеанском флоте не имеют крыши над головой. Причем с каждым годом число "бомжей в погонах" стабильно увеличивается. А деньги от продажи военного имущества, которые должны были направляться на приобретение жилья, пропали на бескрайних просторах военного ведомства... Президент же в своем послании Федеральному собранию заверил сенаторов и депутатов думы, что 200-тысячная офицерская очередь будет ликвидирована к 2002 году. Для этой цели верховный главнокомандующий пообещал выделить 25 миллиардов деноминированных рублей.
По мнению специалистов, за время существования российской армии на жилье военнослужащих уже была истрачена гораздо большая сумма. Тем не менее, как говорится, воз и ныне там. Более того, за последние 6 лет число бесквартирных офицеров не только не уменьшилось, а наоборот, увеличилось.
Куда же подевались деньги, выделенные государством на строительство и приобретение жилья? Ответ до обидного прост: осели в карманах "дружественных" строительных компаний и "расторопных" генералов.
Схема перекачивания денег из государственного кармана в свой собственный не отличается особой новизной или сложностью. В период с 1994-го по 1996-й средняя стоимость двухкомнатной квартиры на вторичном рынке во Владивостоке колебалась от 90 до 100 миллионов рублей. Но командование Тихоокеанским флотом в то время предпочитало приобретать квартиры в домах-новостройках, причем у солидных и дорогих фирм. Для кого, сколько и на какую сумму за это время было приобретено квартир во Владивостоке, является самой большой тайной флота.
Однако известно, что на рынке квартиры, построенные такими фирмами, продавались в среднем около 1000 долларов (по курсу) за квадратный метр. Следовательно, двухкомнатная квартира обходилась Тихоокеанскому флоту едва ли не в 3 раза дороже.
Осенью 1994 года командующий Тихоокеанским флотом адмирал Игорь Хмельнов с гордостью объявил о начале строительства офицерской деревни в пригородной зоне Владивостока на несколько тысяч семей. "Поколение сегодняшних лейтенантов, - обещал адмирал, - в недалеком будущем будет жить в собственных коттеджах с гаражом и приусадебным участком".
До лейтенантов, разумеется, дело не дошло, а вот свои собственные квартирные проблемы командующий вполне успешно "утряс" в течение какого-то года после назначения на должность.
Приезжавший к нам в 1995 году с инспекцией заместитель министра обороны по расквартированию твердо обещал, что 60 процентов валютной выручки от продажи авианосцев “Минск” и “Новороссийск” будет потрачено на приобретение жилья для офицеров-тихоокеанцев. Где сегодня находятся авианосцы, известно всем, а вот куда делась валютная выручка - можно только догадываться.
Тихоокеанский флот, разумеется, не был исключением. Миллиарды расхищались по всей России. К примеру, квартиры, приобретенные в рамках целевого немецкого кредита “Модуль”, обошлись государству по 67 тысяч долларов. И это при том, что возводились они в регионах, где рыночная стоимость жилья не отличается от среднероссийской. Строители и армейская верхушка, заключавшие “взаимовыгодный” договор, внакладе не остались. Иначе зачем было покупать одну квартиру вместо трех?
Одной из причин бесследного исчезновения сотен миллиардов рублей, выделенных казной на строительство жилья для военнослужащих, принято считать безадресность направляемых средств. Если бы те же 100 миллионов рублей выделяли на персональный счет конкретному бесквартирному офицеру, он, согласитесь, сумел бы с пользой для себя распорядиться деньгами. Кстати, действовавший с 1992 года приказ министерства обороны, а также принятый затем закон “О статусе военнослужащего” разрешают выделение персональных кредитов на приобретение и строительство жилья офицерам, имеющим 10 лет выслуги в календарном исчислении. 75 процентов этого кредита предусматривалось гасить за счет государства. Однако буквально через несколько месяцев после выхода в свет законов условия выделения кредитов были обложены таким количеством подзаконных актов, рожденных умными генеральскими головами, что, кроме них самих, никто другой получить кредит уже практически не мог.
Количество бесквартирных семей офицеров и мичманов на Тихоокеанском флоте сегодня достигает более 7 тысяч. Только во Владивостоке мучается почти 3 тысячи бездомных офицеров.
Сегодняшнее командование ТОФ хорошо осознает, какую опасность представляет обострение социальной напряженности среди военнослужащих в период глобального сокращения ВС. Кроме программы государственных строительных сертификатов на флоте в настоящее время идет подготовка к реализации программы централизованной закупки жилья у строительных организаций и фирм. Управлением капитального строительства ТОФ проводится конкурс на выбор организации - продавца жилья. Участвуют в нем и фирмы, работающие на вторичном рынке жилья.
На флоте создана специальная комиссия, возглавляемая исполняющим обязанности начальника управления капитального строительства ТОФ полковником Александром Коротенко. В ее состав входят финансисты, специалисты морской инженерной службы и флотские юристы. Им предстоит выбрать потенциальных поставщиков, оценив возможности претендентов по таким критериям: цена жилья, сроки его предоставления, количество и характеристика риэлторской деятельности фирмы за последние 3 года. Нет сомнений, что такой подход к решению жилищной проблемы выглядит более рациональным. Правда, остается непонятным, почему бы не воспользоваться в соответствии с законом прямым выделением средств бесквартирным офицерам. Пусть бы они сами и выбирали себе риэлтора по деньгам и по вкусу.
В более далекой перспективе - реализация еще одной программы. Суть ее заключается в постепенном накоплении средств на личных счетах военнослужащих в период прохождения службы. По замыслу это должно позволить офицерам к моменту увольнения со службы приобрести жилье в любом регионе страны.
В реализацию этого проекта на первом этапе планируется вовлечь молодых офицеров, выпускающихся из военных училищ.
Проведенные военными финансистами расчеты показывают, что выплаты на лицевые счета в среднем могут составить 570 тысяч рублей в месяц, что позволит приобрести военнослужащему квартиру через 15 лет. В следующем году в этой программе смогут участвовать 20 тысяч человек, а сумма платежа соответственно составить около 140 миллионов деноминированных рублей в год. В течение 15-20 лет программа в состоянии охватить почти 400 тысяч военнослужащих.
Без сомнений, все эти планы очень хороши и, наверное, способны внушить оптимизм даже самому унылому пессимисту в звании лейтенанта. Неясно только одно: где офицеры будут жить в течение этих самых 15 лет?
Вполне очевидно, что реализация всех программ напрямую зависит от финансирования реформируемых вооруженных сил. Выступая перед депутатами Государственной думы во время утверждения на должность премьер-министра, Сергей Кириенко честно признался, что для успешного проведения в жизнь планов военной реформы, в которых обеспечение жильем военнослужащих играет важнейшую роль, необходимо искать новые источники финансирования. Из чего несложно сделать вывод: обещанные 25 миллиардов на жилье военнослужащим пока остаются всего лишь ничем не подкрепленным обещанием из серии “лягу на рельсы”.
P.S. В 1997 году во Владивостоке всего 44 семьи военнослужащих Тихоокеанского флота отпраздновали новоселья. Практически все квартиры были приобретены на внебюджетные средства. Строительные же работы собственными силами в столице Приморья флот ведет всего на одном объекте в районе улицы Луговой. Да и то в долг.