И у нас будут дети пробирке расти
“Представьте себе, моя пьянчуга-соседка ухитряется рожать дважды в год, - то ли возмущалась, то ли печалилась молодая женщина. - И ведь дети ей совсем не нужны. Но дает же бог. А тут...” Как выяснилось, моя собеседница лечится от бесплодия уже 15 лет. Почти с первых дней замужества. Где только не лечилась, но все безуспешно. Наконец пришла сюда, в отделение гинекологии Дальневосточной центральной клинической бассейновой больницы.
“Таких пациенток у нас очень много, - говорит Владимир Беликов, заведующий отделением. - Бесплодие - печальная примета нашего времени. Бесплодием страдает практически каждая 4-5-я пара. Если в течение года после начала совместной жизни беременность не наступает, брак считается бесплодным. Раньше этот срок растягивался на 2 года, а сейчас его снижают - порой до 6 месяцев, в зависимости от возраста женщины. Бесплодие - очень серьезная проблема. И мы делаем все, чтобы помочь нашим пациенткам обрести счастье материнства”.
Очень часто причиной бесплодия становится спаечный процесс в брюшной полости, о чем женщина порой может и не подозревать. Современная аппаратура легко выявляет подобную патологию. А операции по удалению спаек в бассейновой освоили давным-давно. Нынче эти операции - бескровные. Эндоскопическая хирургия для тамошних специалистов - не звук пустой. На счету отделения - более тысячи эндоскопических операций. Рассечение спаек, удаление кисты, миомы, пластические операции... В последних, к слову, нуждаются после родов многие женщины. А еще в отделении восстанавливают девственность и, говорят, запросто. Правда, желающих вновь стать девицей почему-то не находится. Пока немногие решились и на другую, новую для нас процедуру - стерилизацию. Как ни странно, этот современный бескровный и безболезненный (делается под общим наркозом) метод защиты от нежелательной беременности популярностью не пользуется. Благополучные 30-летние дамы, уже имеющие детей, предпочитают постоянно принимать гормональные противозачаточные средства. Или - периодически “ходить на аборт”. Между тем во всем мире стерилизация становится делом привычным. Еще бы: два маленьких прокола, 10-15 минут - и никаких проблем на всю оставшуюся жизнь. Кстати, при необходимости способность к деторождению можно восстановить.
...С техникой эндоскопии Беликов познакомился еще в начале 90-х вместе с 20 докторами, прибывшими в Москву со всей страны, которая тогда еще была Союзом. С тех пор участвовал в нескольких международных конгрессах, перенимал опыт за рубежом - в Италии, Америке. Пришел в восторг, увидев воочию, как растят детишек в пробирке. Вспомнил своих пациенток, вынужденных тратить сумасшедшие деньги на поездки в Москву, в центр экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Господи, мы ведь можем помочь им дома, сколько людей сделаем счастливыми. Подумал... и загорелся идеей - открыть подобный центр во Владивостоке. Наверное, ему повезло: нашел и единомышленников, и добрых помощников. Не хочется называть их спонсорами. Да, они вложили в проект большие деньги. Но дело даже не в этом. Главное, что они поверили в идею и помогли ей осуществиться.
Центр экстракорпорального оплодотворения откроется во Владивостоке в начале мая. Бывший детский сад завода “Дальприбор” не только сменит вывеску, но и полностью обновит содержание: будет сделана перепланировка, проведен отличный ремонт. Помимо лаборатории ЭКО в центре будет задействована другая современная аппаратура, позволяющая лечить бесплодие - у женщин и у мужчин. Но ядро, главная составляющая центра, конечно же, специалисты. Прием пациентов будут вести гинекологи, андролог, иммунолог, психолог...
Все уже готово для того, чтобы открыть банк спермы. Так что позаботиться о своем продолжении можно заранее. Беликов рассказал поразительную историю. В прошлом году в Сиэтле 57-летней женщине провели стимуляцию яичников, подсадили выращенный в пробирке зародыш. Причем яйцеклетка будущей мамы была оплодотворена спермой мужа, которая хранилась в банке с 1981 года! Оказывается, мужчина - он, к слову, тогда и не помышлял о женитьбе - сдал сперму, поскольку врачи обнаружили у него рак предстательной железы. В жидком азоте при температуре 180 градусов сперматозоиды мирно дремали полтора десятка лет. Пока не пригодились, живые и здоровые.
Кстати, при экстракорпоральном оплодотворении врачи отбирают только самые “крепкие” яйцеклетки, самые активные сперматозоиды. Это очень сложная процедура, и каждый раз - новая. Потому что привыкнуть к ней невозможно: необыкновенное ощущение сопричастности к великому таинству зарождения жизни не оставляет и самых опытных специалистов. Беликов уже пережил такое чувство - в медицинском центре в Сиэтле. Завтра он и его коллеги станут творить жизнь сами.
“Самая большая наша мечта, - говорит Владимир Беликов, - вырастить первого ребенка. Хотя 5-6 приморских детишек, чья жизнь началась в пробирке в Москве, мы считаем почти своими. Их мам мы долго лечили здесь от бесплодия, сделали все что могли и дали направление в столицу. Когда женщины вернулись домой, мы контролировали течение беременности. Сейчас мы наконец сможем пройти весь этот трудный путь вместе”.
Владивостокский центр ЭКО будет единственным в своем роде по эту сторону Урала.