Дайте нам землю, чтобы жить

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Уважаемая редакция, пишу вам впервые, впервые за 50 лет моей жизни. Вынудила написать меня наша власть, вернее наша беспросветная жизнь, до которой власти нет никакого дела. Прошу, прочитайте письмо до конца...

Моя семья - четверо взрослых. Два сына, одному - 20, другому - 27 лет, нам с мужем по 50. А работаю я одна - трое мужиков без работы. Они непьющие, непотерянные. В тупике оказались не по своей воле. Приехали мы с запада, где много атомных электростанций, где болеют и умирают. И мы похоронили своих родных и махнули на заработки в Дальнегорск. Муж в артель к Евгению Наздратенко устроился, а я художником на химкомбинат. Спустя 5 лет Наздратенко ушел в край на повышение, и в артели стало нечего делать, да и художники на предприятии не стали нужны.

Уехали мы в деревню Маргаритово, в соседний Ольгинский район. Выживать. Я еще и швея, есть педагогическое образование. Мужа взяли в лесхоз. Не прошло и 2 лет, как детсад, где работала, сожгли. Никому не было до этого никакого дела. Старший сын к тому времени женился и развелся с женой, младшего в армию не взяли. Сын-то разошелся, а мы остались жить в 2-квартирном доме с несостоявшимися родственниками. Конечно, можно сказать, что наши отношения с соседями - наше личное дело. И можно не верить, что кто-то строит нам козни. Но от фактов никуда не уйдешь. Мы в Маргаритово - пришлые. И постепенно я по состоянию здоровья лишилась работы (жалею, что вовремя не оформила пенсию), через 2 года лишили работы мужа. Не берут на работу и двух моих сыновей.

Мы было воспрянули духом, когда совхоз начал раздавать желающим земельную долю. Получили свое и мы. Но где? В 20 километрах от села, у реки на камнях, где все смывает. Просили ближе, не можем, говорят, не хотим нарушать целостность совхозугодий. Пай тоже не дают, так как наше имущество заложено. А почему заложено? Мы купили китайский тракторишко, думая, что развернемся на своей земле. Все, что могли, продали - мотоцикл, корову, дрова, что на зиму заготовили... А теперь надо еще и права на вождение - опять деньги требуются. Иначе со своего двора не пускают. Выехал сын на тракторе, чтобы воды привезти, - тут как тут милиция. Штраф. Другой раз возле стоящего в лесу трактора опять тот же милиционер дежурил, чтобы дождаться хозяина и оштрафовать. Посчитаем и это случайностью, а не чьей-то злой волей. Но неужели мы и есть самые отпетые в районе нарушители закона? В суде говорю, что сыну, который ездил на тракторе, нечем заплатить штраф. А мне отвечают: нас это не волнует, приедем и заберем имущество. Какое? Этот самый трактор? Все, что мы за 7 лет жизни в деревне нажили...

В наше жестокое время все чаще слышишь фразу из чужих фильмов: это ваши проблемы. Но разве это не проблема местной власти, когда у нее на глазах здоровую, готовую работать семью доводят до состояния нищеты и преступления. Мы не просим ничего, кроме кормилицы-земли, на которой могли бы работать. Прошу, отдайте землю нашу! Долю нашу, чтобы выжить! Помогите! Прошу!