Скотский двор
Что-то серое метнулось в затененный угол. “Это мне показалось, ничего там нет”, - заморгала Татьяна Васильевна и хотела было уйти с кухни, но на всякий случай нагнулась, вгляделась в тень и - о ужас! - различила в ней длинный голый хвост. Рука сама схватила веник. Серая тварь порскнула из угла, подпрыгнула и укусила обидчицу.
Пожалуй, знакомые не узнали бы обычно уравновешенную, энергичную 42-летнюю Татьяну Н., увидев ее в тот день, 2 марта, в травмпункте. Женщину трясло - не столько от боли, сколько от омерзения. Стаканчик с валерьянкой, звякнув о зубы, разлился.
Пострадавшую отпоили лекарствами, обработали ранку. Татьяна Васильевна до сих пор ходит в травмпункт на уколы. Ведь для профилактики бешенства, которое крысы весьма часто передают человеку, Татьяне Н. необходимо получить 24 инъекции.
Послезавтра мэрия Владивостока устраивает субботник. Принять участие в санитарной очистке и благоустройстве краевого центра мэр Виктор Черепков призвал по радио всех сознательных горожан. У 58-летнего Владимира Ш., может, и хватило бы сознательности выйти на очистку, но вряд ли хватит для этого здоровья: укушенный крысой 17 февраля, Владимир Николаевич только 14 апреля завершил курс лечения. И чувствует себя Владимир Ш. после десятков болезненных инъекций антирабической (rabis - бешенство. - С. Ж.) вакцины не слишком-то хорошо. Как и другие владивостокцы, пострадавшие таким же образом. А их, увы, немало: к примеру, только в травмпункт Советского района с начала года обратились почти 300 укушенных.
Неудивительно, что на владивостокской дезостанции весть о назначенном мэрией субботнике встретили с чувством, мягко говоря, двойственным:
- Конечно, уборка городу нужна, но для санитарного, эпидемического благополучия она будет бессмысленной, если не вытравить крыс.
Их сейчас, сказали корреспонденту "В" сотрудники дезостанции, во Владивостоке немерено:
- Весь город в грызунах. Дело в том, что вот уже 2-й год подряд мэрия отказывает в деньгах на сплошную дератизацию (то бишь тотальное уничтожение крыс и мышей. - С. Ж.) - мол, это не самое важное по сравнению, например, со строительством дорог и подземных переходов. И даже после постановления губернатора, предписавшего во всех населенных пунктах края провести дератизацию, средств на нее во Владивостоке так и не выделено.
Как живется в тесном соседстве с мерзкими тварями, можно спросить у обитателей многих кварталов, скажем, в Первомайском районе города. В доме № 11 на улице Сафонова крысы уже безбоязненно носятся по лестницам, проникают в квартиры, были случаи - заскакивали внутрь с площадки прямо под ногами хозяев, вернувшихся после работы и открывавших входную дверь.
- А еще у нас водятся тараканы и опарыши, - рассказывают жильцы. - Это червяки - личинки мух. Черви ползают по стенам, в некоторых местах покрывая их сплошь. Никакие дихлофосы в квартирах не помогают, ведь мусор от нашего дома не вывозят, и в помойных кучах вся эта нечисть беспрестанно размножается.
В мэрии жильцам объясняют невнимание муниципальных мусоровозов к их проблемам тем, что дом принадлежит АО "Строитель", а не городу. "Ну а мы-то кому принадлежим, Шанхаю, что ли? - вопрошают несчастные. - Мы ведь бедствуем именно во Владивостоке!" - "Вы - не муниципальные".
Впрочем, популяции грызунов, как утверждают на дезостанции, отнюдь не брезгуют и муниципальными домами, а, скажем, собачьи экскременты можно увидеть в нашем городе возле любого ведомственного ли, муниципального ли здания, включая административные. И даже если послезавтра сознательные горожане дружно сметут эти какашки на лопаты, к следующему субботнику Владивосток несомненно вновь будет завален - простите! - дерьмом.
- Субботник - это разовое мероприятие, а чистотой и эпидемической безопасностью нужно заниматься систематически, - сказал корреспонденту "В" Владимир Мурзаков, довольно долго ведавший в мэрии как раз департаментом по санитарной очистке. - Но все мои усилия в этом направлении как на каменную стену натыкались. Помню, я подготовил договор с дезостанцией, но Черепков не выделил финансы на дератизацию, дезинфекционные работы. И это лишь один пример. Нынче в городе никто не организует отлов разносящих заразу бродячих животных, да и попытки упорядочить содержание домашних заглохли.
А ведь были, уважаемые сограждане, такие попытки, были! Их припомнила начальник ЖЭУ-32 Наталья Денисова:
- В свое время мы получили постановление тогдашнего главы городской администрации Толстошеина по этому вопросу, начали собирать по 15 тысяч с владельцев собак, на эти деньги огородили несколько площадок для выгула, назначили уборщиков. Но теперь все ЖЭУ, как известно, влачат жалкое существование, штаты сократились до минимума, не слесарю же и электрику идти убирать за собаками? Дворников мэрия забрала себе, под свое крыло, так что собачьими площадками вообще никто не занимается, их нет.
Тем временем число собак на городских улицах отнюдь не уменьшилось - гуляют, тут и там справляя нужду, домашние, стаями вплоть до двух десятков особей бегают "ничьи", бродячие. На Второй Речке близ районной администрации и универсама обитает сразу несколько таких стай. Стоит ли изумляться, что в упомянутый выше травмпункт в прошлом году приходили аж 1025 укушенных, в основном - собаками и крысами?
- Дерьма все больше и больше, - ворчит пожилой дворник, пытаясь хоть как-то привести в порядок ежеутренне загаживаемый участок у стадиона 60-й школы. Здесь выгуливают собак, между которыми лавируют ученики.
- А ты, старик, мешок заведи побольше, - весело советует хозяин совершающего в это время свои дела мраморного дога, - чтобы больше поместилось. Как соберешь все до последней кучки, завоюешь титул лучшего дворника, и мэр тебе машину подарит - обещал в честь санитарной очистки.
- С вами, - дед окидывает взглядом псов и ожидающих их владельцев, - машины мне не видать. Ладно, шут с ней. Мне бы хоть метлу выдали новую взамен этого огрызка да зарплату, а то уже третий месяц задерживают...