Сижу за решеткой в темнице сырой...
В начале 1996 года президент Российской федерации, в целом одобрив разработанную МВД России концепцию реорганизации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы, потребовал при ее реализации обратить особое внимание на обеспечение прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Разработанный в соответствии с этой концепцией и введенный в действие с 1 июля 1997 года новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ и принятый несколько ранее федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” существенно расширили права лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы и содержащихся под стражей в следственных изоляторах, и установили определенные гарантии реализации этих прав. К сожалению, результаты проведенных прокуратурой края и подчиненными ей прокуратурами проверок свидетельствуют, что довольно значительный процент закрепленных в законодательстве прав спецконтингента остается простой декларацией.
Администрациями практически каждого из проверенных исправительных учреждений края нарушаются требования статей 87 и 115 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, заключающиеся в незаконных переводах осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, а также неправомерном признании отдельных категорий осужденных злостными нарушителями. Например, администрацией Находкинской воспитательной колонии из 13 переведенных в строгие условия отбывания наказания несовершеннолетних 7 были переведены в эти условия незаконно.
Указанные нарушения законных прав осужденных влекут за собой и материальные последствия: уменьшение краткосрочных и длительных свиданий с родственниками и другими лицами, количества получаемых посылок или передач. В ряде проверенных учреждений материалы, служащие основанием для перевода осужденных в строгие условия отбывания наказания, водворения в штрафные изоляторы, перевода в помещения камерного типа, оформляются небрежно и юридически безграмотно.
В нарушение закона содержащимся в штрафном изоляторе исправительной колонии № 23 осужденным на время сна не выдавались постельные принадлежности, а содержащихся в штрафном изоляторе исправительной колонии № 29 заставляли передвигаться только бегом. Содержащиеся в учреждениях УЦ-267/23, УЦ-267/23, Находкинской воспитательной колонии осужденные лишены возможности реализовать свои права на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах колонии из-за отсутствия самих торговых точек, а в магазине учреждения УЦ-267/20 просто нет основных товаров первой необходимости, которые пользуются спросом у осужденных. Руководство учреждения УЦ-267/23 по собственной инициативе в нарушение действующих “Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений” запретило некоторым категориям осужденных получать чай в посылках и передачах.
Кроме уже упоминавшихся выше нарушений прав несовершеннолетних осужденных, содержащихся в единственной в крае воспитательной колонии, администрацией учреждения грубо нарушено предусмотренное законом Российской Федерации “Об образовании” и соответствующей статьей Уголовно-исполнительного кодекса право содержащихся в строгих условиях отбывания наказания на получение основного (полного) общего образования - на момент проверки 24 октября прошлого года учебный год в школе для таких осужденных еще не начинался.
По-прежнему практически во всех исправительных учреждениях грубо нарушаются закрепленные в законодательстве права больных туберкулезом на соответствующие материально-бытовые условия и медико-санитарное обеспечение. Предназначенная для содержания и лечения осужденных этой категории исправительная колония переполнена более чем в 2 раза. Поэтому установленная законом норма жилой площади на одного больного осужденного 3 кв. метра не выдерживается. Значительное число осужденных на момент проверки не было обеспечено вещевым имуществом и одеждой по сезону. В Находкинской воспитательной колонии больные туберкулезом на время прокурорской проверки содержались в неприспособленном для лечения сыром полуподвальном помещении, стены которого поражены грибком, без нормальной вентиляции. Необходимая калорийность питания больных туберкулезом осужденных не соблюдается практически во всех учреждениях.
Во всех проверенных исправительных колониях выявлены факты нарушения прав осужденных на безопасные условия труда, на соблюдение правил производственной санитарии. В цехах, как правило, не работает вытяжная вентиляция, освещение многих рабочих мест недостаточно, не соблюдаются правила пожарной безопасности, занятые на работах с вредными условиями труда осужденные не всегда регулярно получают лечебно-профилактическое питание.
Еще более удручающая ситуация в следственных изоляторах (СИЗО) уголовно-исполнительной системы края. Здесь крайне тяжелое положение с соблюдением прав содержащихся под стражей. Как известно, оба следственных изолятора построены в конце прошлого - начале нынешнего столетия, с момента начала эксплуатации ни разу капитально не ремонтировались и не реконструировались. В настоящее время они не отвечают требованиям закона об условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Общее количество содержащихся под стражей в СИЗО № 1 превышает установленный лимит в полтора раза, а в СИЗО № 2 - более чем в два раза. По этой причине действующая в настоящее время норма жилой площади 2,5 кв. метра на человека не выдерживается. В СИЗО № 2, например, на каждого содержащегося приходится в среднем 0,8 кв. метра жилой площади, а в некоторых камерах - только по 0,4-0,5 кв. метра на человека. Подавляющее большинство заключенных под стражу лиц индивидуальных спальных мест не имеют. Из-за переполненности камер следственных изоляторов бытовые условия обвиняемых и подозреваемых не отвечают требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, многие камеры требуют капитального ремонта. Указанные обстоятельства приводят к распространению среди заключенных под стражу различных заболеваний, в том числе инфекционных, что, в свою очередь, влечет за собой переполненность стационарных отделений медицинских частей СИЗО. Так, соматическое отделение медчасти СИЗО № 2 переполнено в 2,5 раза, дерматовенерологическое - в 2,6 раза, а туберкулезное - в 3 раза. Аналогичное положение и в медицинской части СИЗО № 1.
По результатам проверок прокурором края внесено представление начальнику управления исполнения наказаний УВД об устранении выявленных нарушений законодательства. Согласно действующему законодательству финансирование учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется из федерального бюджета. В последние же годы деньги выделяются только на питание содержащихся в исправительных колониях и СИЗО лиц и на зарплату сотрудникам. Фактически провалена утвержденная правительством РФ федеральная программа строительства до 2000 года в крае двух новых следственных изоляторов во Владивостоке и в Находке, а также переоборудования под СИЗО зданий и сооружений бывшего лечебно-трудового профилактория в Уссурийске. Ни одного рубля не выделено из госбюджета на эти цели, и поэтому ни о каком строительстве и реконструкции говорить не приходится.