Мастер Маргарита
Трудно представить, что еще 10 лет назад у фитодизайнера Маргариты Хростовской была другая жизнь. Тоже по-своему интересная, но, как видно, не ее. Аэролог по профессии, она работала в Дальневосточном научно-исследовательском институте гидрометеорологии. Обошла полмира в экспедициях, но что-то все же не устраивало ее в существующем порядке вещей. Может быть, всему виной было “цветочное” имя?
- Маргаритке, которую называют цветком богородицы, посвящено немало красивых легенд. Считается, что она исполняет желания. А вообще-то мой цветок - лилия. Я узнала об этом не так давно. И сразу в памяти всплыло послевоенное детство. Кострома, наш маленький домик недалеко от Ипатьевского монастыря. У родителей нас было шестеро. Живописные разнотравные луга. И Некрасовское озеро, по которому скользили нежнейшие алебастровые лилии. Я могла смотреть на них часами...
- Вот, значит, что так круто изменило вашу жизнь?
- Дело даже не в этом. Мне всегда нравилось что-то придумывать. На особый манер украшать квартиру: мастерить новые шторы, переставлять мебель, приносить в дом из тайги замысловатые коряжки, букеты из сухоцветов.
И когда муж, занявшись рекламной деятельностью, предложил поработать на его предприятии - я рискнула. Поступила в московский заочный народный университет изобразительного искусства, пришла работать художником-оформителем в спорткультторг. Но чем глубже я входила в новую профессию, тем острее чувствовала недостаток знаний. Мне интуитивно хотелось украсить витрину каким-нибудь природным материалом, той же коряжкой, изысканным осенним цветком. Но как это сделать?
- Теперь ваши витрины можно узнать по авторскому “почерку”: магазины “Золотой Рог”, “Игнат”, бар “Престиж”, салон “Дальпушнина”. Где вы постигали столь редкостное для нас искусство?
- Я бы не стала говорить об этом в прошедшем времени - учусь уже 6 лет и, думаю, буду делать это всю оставшуюся жизнь.
- Слышала, что искусству фитодизайна вас обучала Джулия Клементс, президент ассоциации аранжировщиков Англии.
- Не только меня, всех, кто входил во Всесоюзное объединение аранжировщиков. В течение 5 лет дважды в год мы встречались с ней в Москве на семинарах - такая форма обучения принята во всем мире. Помню, когда Джулия первый раз прилетела в нашу страну на выставку, она привезла небольшую корзиночку со скромными русскими цветами. И в этом она вся. Человек по природе деликатный, Джулия не хотела ничем выделяться. Вспомните начало 90-х годов. Пустые полки в магазинах, талонная система.
Уже на следующий год она привезла в Москву лучших учителей французской школы: Ольгу Минер, Жаклин Натаф, Мари Жозе Перрон.
- Вы собираетесь себя показать на престижных зарубежных выставках?
- Мне не раз доводилось становиться дипломантом международных конкурсов, которые устраивались в России. Конечно, это приятно. В прошлом году я побывала на семинаре “Фитодизайн в интерьере” в Амстердаме. Брала уроки мастерства в Париже, у Доминик Готье - самой популярной сегодня законодательницы французского цветочного модерна. В ближайших планах знакомство с немецкой школой аранжировки. Но мне больше нравится работать в России, на радость себе и людям, а не зарабатывать баллы на престижных подиумах.
- И все же какому стилю: английскому, французскому, голландскому - вы отдаете сегодня предпочтение в своем творчестве?
- Всем сразу. Для Англии в большей мере характерна классика. Джулия нас учила: в букете должна порхать бабочка, здесь необходимо много воздуха.
Франция сегодня - это прежде всего стиль модерн, с авторским лицом Доминик Готье - скульптурные черты, минимум цветов и обилие зеленой массы.
- А что вы можете сказать о фитопристрастиях владивостокцев?
- Сегодня они отдают предпочтение стилю кантри. На последней моей выставке вся сувенирная продукция этого направления была разобрана буквально в первый день. К слову, за такими композициями очень легко ухаживать. Достаточно раз в месяц осторожно снимать с них пыль при помощи обычного фена.
- Маргарита, пришла весна, как бы вы посоветовали украсить домашний интерьер?
- Я всегда говорю: на свете нет ничего лучше, чем живой цветок. Особенно весенний. Нарциссы, тюльпаны, флоксы, несколько веточек вербы - и ваш дом преобразится. Да и у вас настроение поднимется.
Был со мной как-то такой случай. Приходит женщина и, чуть не плача, рассказывает: “Моей дочери исполняется 16 лет. Но она находится в страшной депрессии. Видеть никого не может. Да что там - жить не хочет. Сделайте для нее такой букет, чтобы он ее “расколдовал”.
Мне очень захотелось помочь этой семье. И я взялась за работу. Благо, на дворе стояла весна. Каково же было мое удивление, когда эти нежные первоцветы действительно сотворили чудо - девчушка “ожила”.
- Маргарита, я смотрю на вашу мастерскую - это какие-то джунгли на 20 квадратных метрах. Вы сами заготавливаете весь этот материал?
- В моем творческом активе сегодня около полусотни видов растений. Разумеется, все их просто невозможно вырастить в нашем капризном приморском климате. Хотя кое-что здесь есть и с моей дачки: бархатно-бордовая целозия, нежнейшая гипсофила, золотистые шарики на ножке - семена голубого льна. Кстати, купила я эту дачку, можно сказать, исключительно из-за розы - огромного 2-метрового куста фламентанс, - которая там росла. Каждый год куст багряно расцветает в первых числах июля, накануне моего дня рождения, и “полыхает” рясным живым букетом целый месяц!
Много цветов и декоративных растений попадает сюда из Голландии, Франции, Крыма: экзотический африканский стручок, виноградные гроздья, “крупноголовый” мак, колючий артишок.
- Маргарита, у вас уже есть свои ученики?
- Немного. После каждой персональной выставки, а их у меня было 3, я набираю небольшую группу - 6-7 человек из особо желающих - и обучаю их основам японской школы икебаны согэцу. С самой школой я познакомилась во время учебы в Москве, в клубе икебаны, который возник четверть века назад с легкой руки жены одного из японских послов в России.
- С недавних пор один из залов музея им. В. Арсеньева полностью отдан в ваше распоряжение. Что мы там сможем увидеть?
- Это будет постоянно действующая обновляющаяся выставка. Мне бы хотелось, чтобы люди наконец почувствовали, как может украсить их быт и саму жизнь тот же нежный букет из голубых маков или горсть ракушек с колосками в раме. В конце концов это так же необходимо, как красивое окно, изысканное бра или уютная мебель. И еще выбранная композиция - это самый достоверный портрет хозяина в интерьере.