Доживем до понедельника...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Средняя школа № 23 станет еще мощнее, когда туда нахлынут учителя-мужчины

Видимо, эту женщину чаще увидишь на церемониях вручения ее ученикам очередных дипломов краевых предметных олимпиад, чем дома. Хотя это сравнение может не сработать, если представить себе, что для учителя-директора Галины Клименко родным домом является 23-я школа.

С помощью таких людей, как Галина Клименко, школа эта стала престижной и известной на весь край: из глубинки сюда приезжают перенимать физико-математические методики, которыми славится школа на Иртышской. Директор достижения своих вундеркиндов объясняет не только высочайшим профессионализмом учителей, но и тем, что педагоги здесь всегда помнят, что когда-то они сами были учениками...

- Галина Павловна, обычно директора школ не преподают, как вы, а ограничиваются лишь организаторской работой.

- Считается, что человек, которому доверили быть директором, является “учителем учителей”. Этот человек на своем практическом примере показывает коллегам определенный эталон. А если бы я не преподавала, в моем случае географию, имела бы я моральное право критиковать учителя за его недостатки в работе?

- Мне кажется, что вы выбрали в свое время эту профессию, потому что вы - женщина. Мальчишки в детстве не играют в школу...

- Как раз получилось не так. Я жила в глухой сибирской деревушке и училась в школе, где учителя для нас стали непревзойденным идеалом. И почти все педагоги были... мужчинами. Мы, девчонки, в то послевоенное время просто пищали от их элегантности, интеллигентности и ума. Неудивительно, что 10 из 11 выпускников нашей деревенской школы вскоре сами стали учителями.

Но я никогда не забуду, как мы все поехали поступать в институт. На бензовозе! Причем стоя в кузове и держась за ручки на баке. До Новосибирска доехали черными от грязи грунтовой дороги и из-за недоброжелательности водителя. Когда через много лет встретились, просто стали смеяться друг над другом. Время нас, молодых и красивых, превратило в таких солидных...

А внучки мои действительно играют в школу.

- А чем учитель-мужчина отличается от учителя-женщины?

- Как гармоничность в семье зависит от равного влияния мужского и женского, так же и в школе. Мать воспитывает в каждой конкретной ситуации упорно, постоянно жалеет, тянет. Отец более сдержан, для него достаточно одного слова.

Скажу, что в нашей школе всего 5 мужчин. Их любит вся женская половина педагогического состава, но еще больше их ценят ученики. За их корректность прежде всего. Ребята без ума от учителя физкультуры Геннадия Романенко и обладателя гранта Сороса и просто хорошего человека Юрия Худобия. Если бы в 23-й школе было еще больше мужчин, вузы бы переполнились нашими “золотыми” медалистами.

- Работники школ должны иметь крепкую нервную систему. Тем паче если речь идет о “слабом поле”. Как быть?

- Внешне я спокойный человек, но здесь же - очень эмоциональный. Поэтому переживаю, бывает, по любому поводу. Но в этой глобальной борьбе за справедливость моя позиция, думаю, покажется смиренческой. Считаю, что в жизни надо со всем мириться, ко всему приспосабливаться - я это искренне.

- В учительской среде, если вспомнить кинофильм “Доживем до понедельника”, очевидно, особая атмосфера для любви? Тем более весной.

- Это только в фильмах. На самом деле порой жалко становится молоденьких симпатичных учительниц, которые одиноки. В силу специфичности профессии познакомиться бывает не с кем и негде. Взрослые аудитории, банкеты, где можно с кем-нибудь познакомиться, - для них редки. А если учительнице знаки внимания оказывает старшеклассник, она старается соблюдать дистанцию, особенно в маленьких населенных пунктах. Сплетен не оберешься. Но исключения всегда бывают. На моей памяти есть случай, когда разница между сыгравшими свадьбу учительницей и учеником была в 8 лет. Но как они счастливы! И ведь она по прошествии лет никогда не повышала тона на мужа-”ученика”.