Коридор смертников
"...- В газетах и по телевидению обсуждают, отменить смертную казнь или не отменить?
- Человеку жизнь дал бог, человек, особо государственный, не может жизнь отнять, грешно, - убежденно сказал вор.
- Я тоже так считаю, хотя видел в жизни такое, что тебе не приснится. Так знаешь, что я придумал? Нелюдей к смерти не приговаривать. Но когда следователь мать растерзанного ребенка допрашивает, такого убийцу в кабинете к стулу приковывать, чтобы он мать видел. И так до конца жизни".
(Из литературного диалога сыщика и вора).
По ту сторону решеткиВ законе нет параграфа для эмоций - так любят повторять адвокаты. Но когда вчитываешься в материалы некоторых "расстрельных" дел и представляешь себя на месте отца, мужа, брата... По данным статистики, около 80 процентов современных россиян - от домохозяек до высококвалифицированных юристов - выступают за сохранение исключительной меры наказания. Дореволюционная Россия была гораздо гуманней.
Специалисты объясняют итоги статистических опросов небывалым всплеском жестокости в обществе. Принцип "око за око" - справедливая кара для тех, кто покусился на человеческую жизнь.
Приверженцы “вышки” считают, что гангрену в обществе маньяков, бандитов и “бакланов” можно вылечить только с помощью ампутации.
Но вот и мы решили поиграть в цивилизацию. Вступив в Совет Европы, Россия пообещала ввести мораторий на смертную казнь. Получилось - как всегда. Сейчас во Владивостокском следственном изоляторе содержатся 28 человек, которых суд приговорил к исключительной мере наказания. Некоторые смертники ждут решения судьбы на краю могилы уже по 7-8 лет. Что думают они, заключенные между жизнью и смертью?..
Щелкает замок последней решетки. В помещение для свиданий, которое находится в начале “смертного коридора”, вводят Алексея Чернышова. “Лицом к стене, руки за спину”, - командует конвоир. На Чернышова надевают наручники - смертникам, считает “хозяин”, терять нечего.
Этот осужденный находится в следственном изоляторе с 1990 года. По сути, его привлекло к ответственности еще другое государство. “Ветерану” смертных камер сейчас 37 лет, осужден, как и все здесь, за убийство. Улыбчивый раскрепощенный парень, довольно неплохо одет: свитер, спортивные штаны, на ногах домашние тапочки. Если исходить из теории Ломброзо - на убийцу абсолютно не похож.
- Ты просидел в камере уже 8 лет. На что надеешься сейчас?
- Живу, как все живут. Вот направил прошение о помиловании и пересмотре моего дела. Ответа жду, впрочем, уже несколько лет. Вообще я не совершал того, что мне инкриминируют. В том, что я оказался здесь, виновата наша государственная система. Первое время еще была надежда на справедливость, а потом понял: раз оказался здесь, уже не отпустят. Думаю, что мне в итоге все-таки заменят приговор на 20 лет лишения свободы. Выйду на волю, вернусь домой, буду жить, как все нормальные люди.
- Давай посчитаем, сколько тебе будет, если выйдешь. Лет 50, а может, и того больше...
- Ну и что, главное - выйду. Мы же знаем, что нас уже не расстреляют. А представьте себе первые годы, когда реагируешь на любой шум за дверью камеры - по твою душу пришли. Раньше жил в постоянном страхе, теперь успокоился. Ко мне иногда мама на свидания приезжает, говорим о том, о сем. В принципе, знаю, как и чем живут люди за стенами тюрьмы. Колбаса, например, стоит 35 тысяч, точнее - 35 рублей. А когда я сел, она стоила... Нет, не вспомню. Вообще я здесь много книг прочитал, даже Библию, Евангелия, в Бога стал верить.
- Каково твое отношение к смертной казни?
- А никакого отношения. Знаем, что расстреливать нас не будут, и это правильно.
Напарник Чернышова по камере ответственности с себя не снимает. Алексей Николаенко держится очень собранно.
- Я понимаю, что совершил убийство и должен ответить за свои действия. Знал, что меня ждет. Я ведь еще на “малолетке” отсидел 9 лет, так что, когда совершил преступление, в бега ударяться не стал. Пришел домой и лег спать. Жене ничего не сказал. Тот человек меня обидел словами, такое не прощается. Я сорвался. По- глупому убил. Жил вроде нормально, в автосервисе работал, семья была...
Небольшое отступление. Женился Алексей во время отсидки первого срока. В январе 1991-го снова сел - за убийство. В феврале ему исполнилось 36 лет. За это время пережил два суда - сначала дело было возвращено на доследование. В 1993 году вместе с известным рецидивистом Лютым пытался совершить побег из СИЗО. Вооружившись гранатой, они требовали открыть выход из тюрьмы. Беглецов задержали.
С женой он развелся уже здесь, в СИЗО. Сыну сейчас 9 лет. Видел его он только раз, когда 3-летнего мальчика жена привозила на свидание.
- Я знаю, что уже никогда отсюда не выйду, - говорит Николаенко. - Даже если помилуют, то умру в другой тюрьме. Поэтому и с женой развелся. Сами подумайте, что я могу ей дать, находясь здесь. Винить можно только себя. Жалею, конечно, что оказался здесь, но за свои поступки я привык отвечать. Хотя убийство - результат всей нашей системы. Общество воспитано так, что выживает в нем только сильный.
У тех, кто сидит в “коридоре смертников”, своя правда. Волчий закон гласит: чтобы выжить, необходимо убивать.
За “вышкой” срока не видатьСреди сотрудников правоохранительных органов, с которыми пришлось общаться при подготовке данного материала корреспондентам “В”, против смертных приговоров выступает только... администрация Владивостокского следственного изолятора. Сугубо по бытовым причинам. На сегодняшний день мест в камерах смертников в СИЗО больше нет. И если в Приморье будет вынесен еще один смертный приговор, начальнику тюрьмы едва ли не придется уступить под камеру... служебный кабинет.
В “коридоре смертников” выделено 14 камер. В каждой содержатся по двое заключенных. Больше селить нельзя - закон не позволяет. Еще несколько лет назад под смертников хватало 8 “одиночек”. Потом, после “европеизации”, пришлось освобождать для убийц некоторые служебные помещения. Сейчас ждут своей участи 28 человек.
Многие здесь “не видели света белого” годами. Окошек на улицу в камерах нет. Только недавно для заключенных-смертников введены получасовые прогулки в специально приспособленном дворике. Заключенных сковывают наручниками, привязывают всех к одной длинной цепи и выгуливают под бдительной охраной вооруженных сотрудников и овчарок.
Недавно во все “смертные” камеры провели радиосвязь. Приносят свежие газеты (избранно). Можно поставить в камере телевизор - естественно, за деньги самих осужденных. Разрешены сигареты.
В случае хорошего поведения и соблюдения режима сейчас предоставляются свидания с родственниками. Кормят смертников вполне сносно: супчик, кашка, картошка... Случаи бузы и недовольства в “коридоре смертников” редки. В начале 90-х была попытка затащить конвоира в камеру и завладеть его оружием, но инцидент удалось погасить без особых последствий. В общем, как говорили корреспондентам “В” смертники, теперь... жить можно.
Казнить нельзя помиловатьОсужденный Стасов так и не дождался расстрела. Прозванный “приморским Чикатило” преступник, который убил 5 женщин, умер своей смертью (если так можно выразиться). Не дождался исполнения приговора и еще один смертник. “Помазать лоб зеленкой” не успели уже нескольким приговоренным. Как выразился один из знакомых сотрудников УВД с присущим милиции черным юмором: “Ну что за страна - даже расстрелять по-человечески не умеют!”
Специфика “расстрельных” дел предусматривает, что после обвинения заключенный или адвокат в обязательном порядке подают жалобу в Верховный суд. Если приговор остается без изменения, следующий шаг - комиссия по помилованию при президенте России. Ее возглавляет известный писатель Анатолий Приставкин. То ли смертных приговоров много, то ли у комиссии руки до смертников не доходят - скоро счет у приговоренных к казни пойдет на десятилетия.
Как говорят сотрудники правоохранительных органов, повторяется классическая фраза “казнить нельзя помиловать”. Казнить - нельзя, помиловать - тоже. Где ставить запятую, знает только российский президент, который в мае 1996 года подписал указ номер 724 - о поэтапном сокращении применения смертной казни. Но не о ее отмене. Новый Уголовный кодекс по-прежнему предусматривает высшую меру наказания.
- Судей можно понять, они выносят наказание в соответствии с законом, - говорит начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Приморского края Вячеслав Бернатович. - Если человек заслуживает исключительной меры, то такое решение судом и принимается. Кассации же, просьбы о помиловании, уходящие в комиссию при президенте, остаются без ответа по нескольку лет. Что будет дальше - не знаю, мест под смертников в СИЗО совсем не осталось.
Так, в 1991 году в Приморье было вынесено 3 “расстрельных приговора”, в 1992-м - 4, в двух последующих - по 8 (максимальное число смертных приговоров в Приморском краевом суде, начиная с периода развитого социализма), в 1995-м (тогда уже был решен вопрос о вступлении России в Совет Европы) - 6. В 1996 году вынесено 6 решений об исключительной мере наказания, в прошлом году - еще 3.
Сейчас в России более 2 тысяч человек приговорены к смертной казни. Страна после указа президента попала в очередной правовой вакуум. Последние расстрелы приговоренных в Приморье состоялись осенью 1995 года. После этого в места исполнения приговора ни один из смертников этапирован не был.
Есть непроверенные данные, что около 200 человекам заменили смертную казнь на пожизненное заключение. Но там для убийц созданы особые условия... Опросы, проведенные в спецколониях, расположенных на севере Свердловской области (близ поселка Лозьва) и на озере Белом, в 500 километрах от Вологды, показывают - половина приговоренных к “вышке” предпочли бы исполнение приговора. Говорят, 5-7 лет заключения превращают здесь здорового человека в инвалида.
Справка “В”. На сегодняшний день смертная казнь практикуется в 95 государствах. “Чемпионы” по количеству смертных приговоров - Китай, США, Нигерия, Саудовская Аравия. В Иране поплатиться жизнью можно за экономический саботаж или контрабандный ввоз автомобилей. В Пакистане смертной казни путем забрасывания камнями подвергаются даже женщины и подростки, нарушившие законы шариата. У американцев с видами смертной казни полное разнообразие. В 22 штатах применяются смертельные инъекции, в 13 - электрический стул, в 7 - повешение, в 5 - расстрел, еще в 5 - газовая камера. В некоторых штатах (полная демократия) преступнику дано право самому выбрать способ своего умерщвления. С другой стороны, отменены смертные казни в Канаде, Англии, Франции, Германии. В целом 58 стран уже отменили смертную казнь за все виды преступлений, 15 сохранили ее в исключительных случаях, еще 26 государств фактически не применяют. Как правило, она заменяется пожизненным или длительным заключением.