30 лет со дня гибели подлодки "К-129": ветераны ТОФ просят американцев приоткрыть карты
Мы надеемся, что находящийся сейчас в Приморье посол США в России Дж. Ф. Коллинз поможет приоткрыть тайну гибели советской субмарины
В 1974 году американцам удалось поднять часть корпуса советской подлодки “К-129”, затонувшей 8 марта 1968 года в центральной части Тихого океана на глубине 5 с половиной тысяч метров.
Судьба этой лодки и причина ее гибели до сих пор окутаны тайной. В декабре 1967 года лодка вернулась из похода, а в феврале была вновь направлена в море. Экипаж формировался в спешке, поэтому до последнего времени назывались и разные цифры. Сейчас считается, что на субмарине было 97 человек. Лодка вышла со своей базы 24 февраля и через полторы недели не вышла на связь. Полагают, что она погибла 8 марта, значит, в этом году исполняется 30 лет со дня трагедии.
Об этой трагедии мы и беседуем с контр-адмиралом Юрием Максименко, бывшим начальником разведки ТОФ:
- Юрий Спиридонович, что случилось с лодкой?
- Точно никто не знает. Но многие наши специалисты убеждены, что она столкнулась с американской подлодкой “Суордфиш”. Советские и американские подводники караулили корабли друг друга и старались незаметно сопровождать. Случались и столкновения. По крайней мере, факты говорят о том, что через несколько дней после того, как “К-129” не вышла на связь, в японский порт Йокосука пришла американская лодка с повреждениями надстройки и носовой части.
- Удалось ли нам найти место гибели лодки?
- Только приблизительно. Поисково-спасательные операции продолжались более 2 месяцев, примерный район гибели был определен, но останки лодки обнаружены не были. А спустя 6 лет мы получили сообщение, что в этом районе появилось американское судно “Хьюз глобал эксплоурер”, которое явно вело какие-то работы. Конечно, мы догадывались, что интересует американцев, но те действовали скрытно и не дали повода предположить, что они собираются поднять нашу лодку с такой глубины.
- Как же им удалось так точно определить место гибели “К-129”?
- Это тоже загадка. Проще всего предположить, что американская подлодка следила за нашей. В прессе США сообщалось, что обнаружили место гибели по небольшому взрыву, который зафиксировала их гидроакустическая система контроля за передвижением судов. Но у нас нет оснований считать, что причиной гибели лодки был взрыв.
- Как же американцы подняли лодку с такой глубины?
- Это была уникальная операция, и до сих пор многие ее подробности неясны. Были построены специальное судно и баржа. Американским журналистам потом разрешили побывать на судне “Хьюз глобал эксплоурер”, в печати появились его фотоснимки и описания. А вот фотографий баржи практически нет, только рисунки. У нас есть основания считать, что операция по подъему лодки проводилась вовсе не так, как это описывалось.
- Почему вы так думаете?
- По роду службы. В американской прессе сообщалось, что при подъеме нашей лодки на половину глубины ее корпус разломился. И в захватах осталась только носовая оконечность. В ней были обнаружены тела 6 наших подводников, которых с почестями перезахоронили в море возле Гавайских островов. Материалы об этом, фотографии, фильм о церемонии были переданы нашей стороне. В то же время в прессе мелькали сообщения, что были подняты тела не 6, а 60 или даже 70 советских подводников.
На наш взгляд, американцы знали, что корпус лодки разломился при ее гибели, и они целенаправленно поднимали не только первый-второй, но и третий-четвертый отсеки. Это центральная часть лодки, там находились шифры и ракеты. И конечно, американским разведчикам незачем было сообщать, что именно они подняли.
- Как же, по-вашему мнению, проходил подъем?
- Нам удалось хорошо рассмотреть баржу, которая скорее всего представляет собой специальную камеру-док для глубоководных работ. Скорее всего этот док просто накрыл собой останки лодки, потом его нижние створки сдвинулись.
- А как удалось так хорошо рассмотреть эти суда?
- Разведка Тихоокеанского флота предпринимала разные действия, чтобы отслеживать интересующие нас события. Так, можно сказать, что наши люди были рядом с этими судами, когда они в августе 1975 года проводили какую-то операцию в бухте Исмес-Ков острова Сан-Каталина недалеко от побережья полуострова Калифорния. Рядом с ними был и плавучий кран. Вполне может быть, что здесь на специальном полигоне и были положены на дно останки “К-129”, которые были предварительно изучены.
- Может ли сегодня российская сторона требовать, чтобы США вернули нам корабль и то, что было на нем?
- В арсенале действий разведки есть и такой способ, как похищение вооружения или имущества противника. Я помню случай, когда наш корабль поднял с воды ракету, запущенную американцами. Мы только начали ее изучать “нетехнологичным способом” - то есть попросту вскрыли так, что обратно уже не собрать, но не успели добраться до головной части, как американцы затребовали ее обратно. И мы вернули. И к нам никаких претензий не было. Так что и в этом случае, что было - то было. США провели уникальную операцию и достигли целей, которые они перед собой ставили. Время изменилось, мы уже не противники. Поэтому мы и надеемся на взаимопонимание с американской стороной.
Совет ветеранов Тихоокеанского флота обращается к соответствующим учреждениям США с просьбой ответить на 2 вопроса.
Так сколько же человек команды было поднято и где они захоронены?
Были ли определены причины гибели “К-129”?
Мы понимаем, что руководство США вряд ли пойдет на дополнительное раскрытие обстоятельств операции по подъему “К-129”. Но мы будем признательны, если консульство США во Владивостоке поможет нам в установлении контактов, необходимых по этому поводу.