Лежит на улице мертвец
Охнув, машинист владивостокской электрички включил экстренное торможение, но это уже не могло спасти замешкавшегося на переходе железнодорожных путей бедолагу, ведь мгновенно поезд не останавливается... Стальные колеса отбросили изуродованное окровавленное тело под откос. Там оно и лежало весь день.
Прохожие, наткнувшись на труп, шарахались: господи, ну почему же никто его не подберет, не увезет отсюда? Несколько человек позвонили в милицию и в “Спецсервис”: мол, спите вы, что ли? Выходит, в нашем городе покойники уже под ногами у прохожих валяются, а вам до этого дела нет?
Выходит, так. В тот день лишь милосердные сумерки скрыли от случайных взоров кровавые останки. Потому что “Спецсервис” - организация, которая в краевом центре осуществляет перевозку трупов с улицы в морг, - с 28 февраля свою работу прекратил. Или приостановил, что для горожан, по сути, одно и то же.
- У нас попросту нет денег, - объяснил корреспонденту “В” директор “Спецсервиса” Евгений Осокин. - Нет буквально ни копейки. На автозаправке нас в долг больше не обслуживают. Мы не в состоянии купить десяток литров бензина, чтобы держать в готовности хотя бы одну спецмашину. Да вам-то проблема известна, “В” об этом писал полгода назад...
Действительно, рассказывала наша газета о безденежье “Спецсервиса” и складывающейся в связи с этим кризисной ситуации в городе. Было это на исходе лета 1997 года. Тогда выступление газеты получило такой бурный читательский отклик, возмущение владивостокцев отношением городских властей к несчастным покойникам было таково, что представители мэрии отреагировали в считанные дни и объявили, воспользовавшись всеми местными средствами массовой информации: проблема решается.
Деньги "Спецсервис" получит, мол, не волнуйтесь, уважаемые горожане, трупы на улицах лежать не будут.
И горожане успокоились. Но, как выяснилось, мэрия свою задолженность "Спецсервису" не выплатила до сих пор. А ведь это деньги "по факту" - за уже сделанную работу.
Вот, например, к какому выводу пришла в своем "Экономическом заключении на обращение ТОО "Спецсервис" по вопросу оплаты счетов" № 07-458 от 20 октября 1997 года заместитель председателя комитета экономики мэрии Наталья Сорокалетова: "В связи с особой значимостью проводимых работ и в целях санитарно-эпидемиологической безопасности города необходимо произвести оплату счетов ТОО "Спецсервис" за 1996 и 1997 годы на сумму 369 436 040 рублей".
К сегодняшнему дню долг мэрии "Спецсервису" вырос до 427 с лишним тысяч деноминированных рублей. Все выезды и действия зафиксированы и заверены документально, как и было оговорено при создании этой организации: милиция дает "Спецсервису" заявку на вывоз тела, Осокин звонит и докладывает начальнику оперативной службы мэрии, тот перезванивает в милицию, проверяет и дает "добро", "Спецсервис" делает свою работу, и только после этого составляется отчет и подсчитываются затраты. Потом в мэрии все тщательно проверяют... и не оплачивают.
Не оплачивают работу отнюдь не легкую и, скажем прямо, не из приятных. Василию Свитайло, Владимиру Кудинову и другим сотрудникам "Спецсервиса" и упомнить трудно, сколько раз вместе с милиционерами они входили во вскрытые слесарем квартиры одиноких людей, чьих соседей встревожил проникший на лестничную площадку запах разлагающегося трупа. Стариков смерть зачастую настигает в ванне, и Василий Свитайло сотоварищи достают из воды разбухшее, полопавшееся тело, укладывают его в специальный пластиковый пакет и везут в морг.
Все "криминальные" трупы тоже доставляют к патологоанатомам сотрудники "Спецсервиса". Последним их "клиентом" стал 28 февраля Геннадий Баранович, 1953 года рождения, принявший смерть в подвале дома на Луговой. А тело 34-летнего бомжа Вадима Головина с разбитой головой случайный прохожий увидел между двойным ограждением ТЭЦ-1. Труп пролежал там месяца два, и вот недавно вытаял из-под долго державшегося в тени забора снега.
- Сейчас как раз наступила пора таких, как их называют в милиции, "подснежников", - говорит Евгений Осокин, - плюс к тому утопленников, то бишь погибших по собственной неосторожности рыбаков. Ранней весной наша работа нужна как никогда. Но именно в эти мартовские дни "Спецсервис" оказался полностью парализованным. Нам больше никто не дает в долг под мое честное слово, ведь кредиторы поняли, что мэрия нас "кинула". Не на что содержать технику, приобретать спецпакеты и необходимую для работы с трупами амуницию. Ну а коллектив не получает зарплату уже год. Ровно столько же времени я пытаюсь встретиться с мэром: в последний раз видел его воочию в марте прошлого года.
Именно к мэру взывает Евгений Осокин потому, что "Спецсервис" в свое время был детищем Виктора Черепкова. Его постановление № 181 от 10 февраля 1994 года обязывает: "Организовать ТОО - фирму "Спецсервис"; отделу коммунального хозяйства и благоустройства заключить договор с фирмой "Спецсервис"; финансовому управлению производить оплату фактических затрат по вывозу трупов согласно заключенному договору".
- Так оно и шло вплоть до вторичного прихода, то есть возвращения Виктора Ивановича во власть, - вспоминает Осокин. - Вернувшись, он будто позабыл, что сам организовал нашу службу, считая ее очень важной для города с почти миллионным населением. Мэрия перестала оплачивать предоставляемые нами счета. А мы ведь, к примеру, только за прошлый год вывезли с улиц, из подвалов и канализационных люков, с мест автодорожных катастроф более полутора тысяч трупов. Я постоянно записываюсь к Виктору Ивановичу на прием - он меня не принимает, направляю ему письма - он не отвечает. Никакой реакции не последовало и на письма, посланные мэру начальниками управлений и отделов внутренних дел города - они просили оплатить работу "Спецсервиса", без помощи которого милиции не обойтись.
С 28 февраля Евгений Осокин бывает в городской администрации практически каждый день. К мэру его не пускают, а никто другой, в том числе явно сочувствующий "кинутому" "Спецсервису" вице-мэр Николай Белецкий, финансовых вопросов здесь не решает.
- Мы никогда не хотели и не хотим ссориться с мэрией, - сказал корреспонденту "В" руководитель "Спецсервиса", - но теперь не видим иного выхода, кроме обращения в арбитражный суд. Пожелает мэрия расторгнуть с нами отношения - пусть, но прежде мы отсудим заработанное. Мне уже неловко смотреть в глаза Василию Свитайло и другим сотрудникам - мы год живем без зарплаты, люди трудятся, стараются, а сами находятся на содержании матерей-пенсионерок.
...Недавно вблизи дома № 69 на улице Интернациональной ранним утром, очевидно, поскользнувшись, оступился и упал с дороги вниз - там обрыв, - 45-летний Вахтанг Топорня. Внизу были камни - на них и сегодня можно разглядеть следы крови. У раненого хватило сил проползти лишь несколько метров... Спустя какое-то время народ заспешил на работу, и вскоре операторы на "02" приняли первые звонки: "На Интернациональной лежит труп". Он лежал час, и два, и три, и четыре... Когда корреспонденты "В" подъехали на место происшествия, с неба посыпался легкий - он почти сразу и кончился - снежок. Обступившие труп окрестные дети заинтересовались:
- Смотри, а снежинки на нем не тают, - сказал карапуз лет пяти своему 6-7-летнему приятелю.
- Остыл уже, - со знанием дела ответил тот. - Покойники только сначала теплые.