В Германии журналист может прожить на гонорар

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Хорошая память и хорошие связи – вот что нужно журналисту для успешной работы в газете, считает немецкая журналистка Рената Бекенкам.

За 20 лет работы журналистом газеты “Зюдкуриер” Рената Бекенкам ни разу не меняла орудия труда и по-прежнему во время интервью пользуется блокнотом и стенографией. Заметки, правда, она пишет, как и все современные журналисты, прямо на компьютере.

Газета “Зюдкуриер” – региональное издание, которое распространяется в нескольких землях в окрестностях Шварцвальда тиражом в

160 000 экз. и имеет 16 одновременных выпусков (вариантов одного номера для разных районов). Газета имеет свою компьютерную сеть, охватывающую все 16 местных редакций, представителем одной из которых и является Рената Бекенкам.

Как и все массовые немецкие газеты, “Зюдкуриер” состоит из нескольких “пакетов” или, как говорят в России, – “тетрадок”. Первый пакет содержит политические новости, редакционные статьи и комментарии редакторов, которые ежедневно отражают точку зрения редакции. Здесь также публикуются биржевые котировки и новости экономики. Второй пакет называется “Зеркало мира” и содержит информацию о событиях культуры, письма читателей, прогноз погоды в Европе, Германии и в том районе (земле), где живут подписчики конкретного выпуска газеты. Третий пакет – региональный и делается специально для каждого из 16 выпусков. Четвертый пакет – “Спорт”. Рекламу, в отличие от многих российских газет, в “Зюдкуриере” начинают публиковать не с первой, а с третьей страницы.

До недавнего времени в штате редакции “Зюдкуриера” состояли 120 журналистов, но сейчас их число сократилось до 80. Тенденция сокращения численности штатных сотрудников наблюдается и в редакциях других немецких газет. Руководители газетных компаний считают, что выгоднее пользоваться услугами свободных журналистов: во-первых, они продают редакции конкретную работу и им не надо оплачивать то время, когда они курят или пьют кофе; во-вторых, для них не надо содержать рабочее место, поскольку работают они у себя дома, используют собственный компьютер, телефон и пр.

Рената Бекенкам 3 года назад тоже стала свободным журналистом и теперь сотрудничает не только с родным “Зюдкуриером”, а и с другими немецкими газетами. Вообще отважиться уйти в “свободный полет” может лишь высокопрофессиональный журналист. Но это вовсе не означает, что ему легче зарабатывать себе на жизнь.

Если один рабочий день штатного сотрудника стоит 305 немецких марок, то статья свободного журналиста размером с газетную полосу большого формата с 2-4 фотографиями, над которой приходится потрудиться несколько дней, – 350 марок. Конечно, хлеб свободного журналиста более труден, но те, кто ступил на эту стезю, не жалуются. Профсоюз свободных журналистов Германии добился от владельцев немецких газет выплаты своим членам нормальных гонораров, и теперь стандартная плата составляет 0,82 марки за одну газетную строку. Если перевести на наши деноминированные цены, то это составит 2,7 рубля. “На такой гонорар жить можно”, – скажет любой приморский журналист, поскольку местные редакции платят от 10 копеек до 1,5 рубля за строку, а норма для рядового журналиста составляет не менее 1000 строк в месяц.