По такому принципу во Владивостоке работает телефон доверия

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006
По такому принципу во Владивостоке работает телефон доверия/font>

Человек никогда не бывает
так несчастен, как ему кажется,
или так счастлив,
как ему хочется.

Франсуа де Ларошфуко

Слышать “Жизнь слишком прекрасна, чтобы ее покинуть добровольно”, “Самоубийство - это грех” он больше не хотел. Друзья говорили: “Не волнуйся, все пройдет”. Он не волновался, он просто устал жить. Перед ним стояли стакан с водой и пузырек с таблетками. Решив все, он почему-то снял трубку и позвонил на телефон доверия. Он сказал, что все равно выпьет таблетки, ничто не сможет его убедить продолжить жизнь. Таблетки он не выпил ни тогда, ни после.

Во Владивостоке вот уже 6 лет действует телефон доверия. Практически каждый звонок завершается не простым сухим “Спасибо”, а словами: “Спасибо, вы мне так помогли”.

Наш разговор с консультантом телефона доверия Надеждой:

- Эта ситуация с самоубийцей...

- Вообще такие звонки бывают редко. И звонят самоубийцы не для того, чтобы сообщить, что собираются покончить с собой. Нет, хотят, чтобы им помогли разобраться в себе. Главное, не начать уговаривать, не сорваться на банальное: “Вы знаете, какая это ответственность”. И в ответ получить: “Да, знаю, ну и что?”. Разговор строится по-другому, хотя схемы нет никакой. В каждом случае свой разговор. Но можно начать с того, знает ли он сам, почему хочет покончить с собой. Простой вопрос, на который сложно ответить.

- Как вы сами думаете, почему люди звонят на телефон доверия?

- Во-первых, звонят тогда, когда нет понимания среди близких, когда больно от равнодушия окружающих. Консультанту можно все рассказать откровенно, никто никогда не узнает, кто ты.

Потом, знаете, ждут совета. Спрашивают, например: “Что нужно сделать, чтобы вернулась жена?”. Задача консультантов телефона доверия не решить проблему, а поработать с состоянием, с чувствами. Пребывая в кризисном состоянии, человек суженным сознанием видит проблему только с одной стороны. Выходим вместе из этого состояния, и тут же человек сам начинает видеть другие возможности решения своей проблемы. По большому счету все знают, что делать, а звонят, потому что плохо.

- С какими проблемами к вам обычно обращаются?

- В основном это семейные проблемы. Звонят дети, которых не понимают родители. Звонят родители, которые не могут понять, почему их не понимают дети. Бывает, звонит мама и говорит, что ее дочь не хочет учиться, хочет только гулять. И тут же звонит девочка: “Помогите, как объяснить маме, что все гуляют до десяти вечера, а меня отпускают только до восьми”. Иногда возникает такое ощущение, что звонит мама, а через 15 минут звонит ее дочь. Настолько их проблемы похожи.

- А маленькие дети звонят?

- Нам постоянно звонила благополучная девочка лет семи, которая просто рассказывала о том, что случилось с ней за день. Иногда дети звонят в шутку. С розыгрышами мы работаем серьезно, потому что, возможно, под шуткой проигрывается настоящий вариант проблемы. Или проблемы нет, но она волнует. Если ребенок говорит: “Помогите, меня избивает мама”, то, возможно, она его и не бьет, но были угрозы, или бьют его друга. Ребенок проигрывает вариант, чтобы знать, как в таком случае поступить.

Также звонят девочки-подростки и говорят: “Что делать, если я беременна?”. В большинстве случаев беременности нет. Но девочка думает: “Вдруг случится. Лучше я заранее позвоню и об этом поговорю”.

- Существуют ли определенные правила работы консультанта?

- Определенные принципы есть. Звучат почти как библейские заповеди: не оценивай, не осуждай. Мы привыкли в жизни давать друг другу оценки. Но ставить “2” за поведение человеку, которому и без того плохо, значит, сделать ему еще больней. Часто такую оценку за поведение выставляют родители своим детям. Для родителей ведь главное - учеба ребенка. Получил “пятерку” - молодец, “двойку” - припомнят все твои грехи. А что на душе у собственного ребенка творится - это пустяки, пройдет. А оно не проходит, требует понимания. И начинаются поиски тех, кто будет любить не за хорошие оценки, а за то, что они такие, какие есть. Последствия этих поисков могут быть разными. Возможны такие крайности, как наркотики, алкоголь, криминал. Хочется крикнуть: “Родители, прислушайтесь к своим детям”.

Еще один принцип - уметь выслушать до конца. Как часто мы перебиваем человека: “О, а у меня был похожий случай”, да он, может, и не о том хотел сказать, начал издалека, а до главного дойти не успел. Перебили.

Самое простое правило - консультант не может первый положить трубку. Правда, есть исключительные случаи, когда звонят люди, которые решают свои сексуальные проблемы по телефону, тогда консультант может положить трубку.

И еще консультант работает только с заявленной проблемой.

- ?

- Пример. звонит женщина: “У меня муж такой невнимательный, так ко мне равнодушен, прямо не знаю, что делать. Я вот любовнику своему говорю...”. Она даже не осознает, в чем ее проблема. Хочет совмещать мужа и любовника, при этом, чтобы оба ее любили, но одному ничего не давая взамен. Я не могу прямо сказать: “Как же вы думаете, муж будет к вам относиться, если у вас душа в другом месте?”. Наш разговор идет именно об отношениях с мужем, о детях, о жизненных ценностях. Если же женщина сама проговаривает истинную причину своей проблемы, тогда беседуем и об этом.

Проблема супружеской неверности сегодня очень актуальна. Иногда измена выплывает в разговоре совершенно неожиданно. Звонит мужчина: “У меня жена такая неаккуратная, такая неряха, просто кошмар”. Поговорили, прошу: “Мне не говорите, себе ответьте: в этом ли все дело?”, долгое молчание: “Нет, конечно, не в этом”. Оказывается все серьезнее, глубже. Знаете, сложно признаться себе и жене-неряхе: “У меня есть любовница, поэтому меня так раздражает, что ты неряха”.

- Самые тяжелые звонки - это...

- Каждый по-своему труден. Но, наверное, это все же звонки от пенсионеров и малообеспеченных. Такая безнадега. Они сами понимают, просят: “Вы послушайте, помочь все равно не сможете”. На самом деле, чем я могу помочь женщине-пенсионерке, которая живет на 9-м этаже. Она не может выйти купить хлеба. Деньги есть, но нет сил. Лифт постоянно не работает. Дети живут далеко.

Конечно, старики остро чувствуют одиночество, даже те, кто живет с детьми. Вот звонит пенсионер, все у него хорошо в жизни, вроде пристроен, живет с детьми, а поговорить не с кем. Дети так за день на работе устают, что им не до разговоров. А отцу хочется высказать свое отношение к выборам, не может успокоиться. Поговорили с ним о выборах.

Когда звонят малообеспеченные люди, то в основном разговор идет о детях. В словах родителей отчаяние: “Не могу ни ребенку купить, ни себе”. То, что касается детей, всегда больнее. Звонит мама: “Мой сын каждый вечер уходит из дома, не ночует. Потом появляются новые вещи. Спрашиваю: “Откуда?”, а он в ответ: “Ты же мне не можешь купить, а я хочу одеваться как все”. Да я все ему отдаю. На себе крест поставила. В моем пальто уже на улицу стыдно выйти”. А этой женщине всего 39.

- Во время разговора вы берете на себя часть чужой боли, а разговоров много...

- Разговор всегда взаимен, но нужно уметь отделять чужое от себя. Иначе нельзя. Бывает, к разговору возвращаешься в мыслях тогда, когда чувствуешь собственную неудовлетворенность. Поэтому существуют специальные группы для консультантов телефона доверия, в которых они могут проговорить свои проблемы в связи с работой. Но на самом деле работать долго на телефоне доверия трудно.

- Но приятные моменты в работе есть?

- Нас всегда поздравляют со всеми праздниками. Но самое приятное, когда у человека исчезает ощущение безысходности, которое было в начале беседы. Становятся видны перспективы решения проблемы, появляется надежда.

Телефоны доверия: 428-510, 428-501.