По такому принципу во Владивостоке работает телефон доверия
Человек никогда не бывает
так несчастен, как ему кажется,
или так счастлив,
как ему хочется.
Франсуа де Ларошфуко
Слышать “Жизнь слишком прекрасна, чтобы ее покинуть добровольно”, “Самоубийство - это грех” он больше не хотел. Друзья говорили: “Не волнуйся, все пройдет”. Он не волновался, он просто устал жить. Перед ним стояли стакан с водой и пузырек с таблетками. Решив все, он почему-то снял трубку и позвонил на телефон доверия. Он сказал, что все равно выпьет таблетки, ничто не сможет его убедить продолжить жизнь. Таблетки он не выпил ни тогда, ни после.
Во Владивостоке вот уже 6 лет действует телефон доверия. Практически каждый звонок завершается не простым сухим “Спасибо”, а словами: “Спасибо, вы мне так помогли”.
Наш разговор с консультантом телефона доверия Надеждой:
- Эта ситуация с самоубийцей...
- Вообще такие звонки бывают редко. И звонят самоубийцы не для того, чтобы сообщить, что собираются покончить с собой. Нет, хотят, чтобы им помогли разобраться в себе. Главное, не начать уговаривать, не сорваться на банальное: “Вы знаете, какая это ответственность”. И в ответ получить: “Да, знаю, ну и что?”. Разговор строится по-другому, хотя схемы нет никакой. В каждом случае свой разговор. Но можно начать с того, знает ли он сам, почему хочет покончить с собой. Простой вопрос, на который сложно ответить.
- Как вы сами думаете, почему люди звонят на телефон доверия?
- Во-первых, звонят тогда, когда нет понимания среди близких, когда больно от равнодушия окружающих. Консультанту можно все рассказать откровенно, никто никогда не узнает, кто ты.
Потом, знаете, ждут совета. Спрашивают, например: “Что нужно сделать, чтобы вернулась жена?”. Задача консультантов телефона доверия не решить проблему, а поработать с состоянием, с чувствами. Пребывая в кризисном состоянии, человек суженным сознанием видит проблему только с одной стороны. Выходим вместе из этого состояния, и тут же человек сам начинает видеть другие возможности решения своей проблемы. По большому счету все знают, что делать, а звонят, потому что плохо.
- С какими проблемами к вам обычно обращаются?
- В основном это семейные проблемы. Звонят дети, которых не понимают родители. Звонят родители, которые не могут понять, почему их не понимают дети. Бывает, звонит мама и говорит, что ее дочь не хочет учиться, хочет только гулять. И тут же звонит девочка: “Помогите, как объяснить маме, что все гуляют до десяти вечера, а меня отпускают только до восьми”. Иногда возникает такое ощущение, что звонит мама, а через 15 минут звонит ее дочь. Настолько их проблемы похожи.
- А маленькие дети звонят?
- Нам постоянно звонила благополучная девочка лет семи, которая просто рассказывала о том, что случилось с ней за день. Иногда дети звонят в шутку. С розыгрышами мы работаем серьезно, потому что, возможно, под шуткой проигрывается настоящий вариант проблемы. Или проблемы нет, но она волнует. Если ребенок говорит: “Помогите, меня избивает мама”, то, возможно, она его и не бьет, но были угрозы, или бьют его друга. Ребенок проигрывает вариант, чтобы знать, как в таком случае поступить.
Также звонят девочки-подростки и говорят: “Что делать, если я беременна?”. В большинстве случаев беременности нет. Но девочка думает: “Вдруг случится. Лучше я заранее позвоню и об этом поговорю”.
- Существуют ли определенные правила работы консультанта?
- Определенные принципы есть. Звучат почти как библейские заповеди: не оценивай, не осуждай. Мы привыкли в жизни давать друг другу оценки. Но ставить “2” за поведение человеку, которому и без того плохо, значит, сделать ему еще больней. Часто такую оценку за поведение выставляют родители своим детям. Для родителей ведь главное - учеба ребенка. Получил “пятерку” - молодец, “двойку” - припомнят все твои грехи. А что на душе у собственного ребенка творится - это пустяки, пройдет. А оно не проходит, требует понимания. И начинаются поиски тех, кто будет любить не за хорошие оценки, а за то, что они такие, какие есть. Последствия этих поисков могут быть разными. Возможны такие крайности, как наркотики, алкоголь, криминал. Хочется крикнуть: “Родители, прислушайтесь к своим детям”.
Еще один принцип - уметь выслушать до конца. Как часто мы перебиваем человека: “О, а у меня был похожий случай”, да он, может, и не о том хотел сказать, начал издалека, а до главного дойти не успел. Перебили.
Самое простое правило - консультант не может первый положить трубку. Правда, есть исключительные случаи, когда звонят люди, которые решают свои сексуальные проблемы по телефону, тогда консультант может положить трубку.
И еще консультант работает только с заявленной проблемой.
- ?
- Пример. звонит женщина: “У меня муж такой невнимательный, так ко мне равнодушен, прямо не знаю, что делать. Я вот любовнику своему говорю...”. Она даже не осознает, в чем ее проблема. Хочет совмещать мужа и любовника, при этом, чтобы оба ее любили, но одному ничего не давая взамен. Я не могу прямо сказать: “Как же вы думаете, муж будет к вам относиться, если у вас душа в другом месте?”. Наш разговор идет именно об отношениях с мужем, о детях, о жизненных ценностях. Если же женщина сама проговаривает истинную причину своей проблемы, тогда беседуем и об этом.
Проблема супружеской неверности сегодня очень актуальна. Иногда измена выплывает в разговоре совершенно неожиданно. Звонит мужчина: “У меня жена такая неаккуратная, такая неряха, просто кошмар”. Поговорили, прошу: “Мне не говорите, себе ответьте: в этом ли все дело?”, долгое молчание: “Нет, конечно, не в этом”. Оказывается все серьезнее, глубже. Знаете, сложно признаться себе и жене-неряхе: “У меня есть любовница, поэтому меня так раздражает, что ты неряха”.
- Самые тяжелые звонки - это...
- Каждый по-своему труден. Но, наверное, это все же звонки от пенсионеров и малообеспеченных. Такая безнадега. Они сами понимают, просят: “Вы послушайте, помочь все равно не сможете”. На самом деле, чем я могу помочь женщине-пенсионерке, которая живет на 9-м этаже. Она не может выйти купить хлеба. Деньги есть, но нет сил. Лифт постоянно не работает. Дети живут далеко.
Конечно, старики остро чувствуют одиночество, даже те, кто живет с детьми. Вот звонит пенсионер, все у него хорошо в жизни, вроде пристроен, живет с детьми, а поговорить не с кем. Дети так за день на работе устают, что им не до разговоров. А отцу хочется высказать свое отношение к выборам, не может успокоиться. Поговорили с ним о выборах.
Когда звонят малообеспеченные люди, то в основном разговор идет о детях. В словах родителей отчаяние: “Не могу ни ребенку купить, ни себе”. То, что касается детей, всегда больнее. Звонит мама: “Мой сын каждый вечер уходит из дома, не ночует. Потом появляются новые вещи. Спрашиваю: “Откуда?”, а он в ответ: “Ты же мне не можешь купить, а я хочу одеваться как все”. Да я все ему отдаю. На себе крест поставила. В моем пальто уже на улицу стыдно выйти”. А этой женщине всего 39.
- Во время разговора вы берете на себя часть чужой боли, а разговоров много...
- Разговор всегда взаимен, но нужно уметь отделять чужое от себя. Иначе нельзя. Бывает, к разговору возвращаешься в мыслях тогда, когда чувствуешь собственную неудовлетворенность. Поэтому существуют специальные группы для консультантов телефона доверия, в которых они могут проговорить свои проблемы в связи с работой. Но на самом деле работать долго на телефоне доверия трудно.
- Но приятные моменты в работе есть?
- Нас всегда поздравляют со всеми праздниками. Но самое приятное, когда у человека исчезает ощущение безысходности, которое было в начале беседы. Становятся видны перспективы решения проблемы, появляется надежда.
Телефоны доверия: 428-510, 428-501.