Хеппи-энд сиротской жизни
Майкл - красивый седеющий мужчина лет 50. Американец, он приехал в Россию за сыном. Знакомство с Колей, брошенным мамашкой в одном из владивостокских роддомов, началось с фотографии. И с внушительного списка болезней, которые успел перенести младенец. Вдобавок ко всему 8-месячный Коля - калека. Родился без обеих голеней и кисти правой руки. Мать отказалась. Отца словно не было вовсе. Так Коля стал государственным ребенком. Пока его не нашел Майкл.
“Более красивого ребенка я в жизни не видел, - по-мальчишески искренне заявил Майкл. - И он очень умный. - И с нескрываемой гордостью: - Наверное, весь в отца, то есть в меня. Знаете, это абсолютно совершенный ребенок...”
А в прошлом году Майкл и его жена удочерили 2-летнюю Дашу из владивостокского Дома ребенка. Даша тоже инвалид. У нее нет правой ступни и только 2 пальчика на левой руке. Поэтому от Даши отказались родители и не хотели удочерять бездетные приморские пары. Майкл считает, что ему страшно повезло. Даша - красивая, подвижная, сообразительная. Она легко бегает, прыгает, катается на велосипеде, хорошо танцует. Майкл хочет отдать ее в балетную школу. А когда дочка еще чуточку подрастет, будут вместе заниматься горнолыжным спортом. Он показывал фотографии - Даша в чудной шляпке, Даша на велосипеде, Даша дома, на прогулке: счастливое, славное дитя. Протез Даше подобрали такой легкий и удобный, что девочка легко обращается с ним без помощи взрослых. И никаких комплексов.
Коле, а теперь уже Деннису - так назвали его новые родители, тоже подберут протезы. Это несложно и быстро, сказал Майкл, буквально в течение месяца, он уже консультировался с ортопедом. Деннис научится ползать, ходить, бегать, кувыркаться - словом, делать все, что полагается малышу его возраста.
- Вас не смутило, что дети имеют столь явные дефекты? - спрашиваю Майкла.
- Нисколько, - улыбается он. - У меня жена сама перенесла несколько операций на ноге. Это нестрашно. При нашей медицине можно подобрать любые протезы. Почему мы усыновили русских детей? У жены - русские корни. К тому же дети в России так красивы, - обезоруживающе улыбается Майкл. Через год он снова вернется во Владивосток: он хочет, чтобы в его семье было трое детей. Двух собственных, от первого брака, он уже вырастил. Теперь поставит на ноги Лиз-Дашу, Денниса-Колю...
- А я скажу, почему он это делает, - говорит Римма Клюкина, главный специалист краевого управления образования, ведающая вопросами усыновления. - Майкл - бывший военный летчик. Воевал во Вьетнаме. Сегодня он хочет снять с души этот грех... Но главная причина, заставляющая американцев брать в свои семьи детей-сирот, кроется, на мой взгляд, в религиозности этих людей.
Для них усыновление - естественное движение души. Если есть возможность, почему бы не сделать счастливым еще одного ребенка?
Детки в банкеМеждународное усыновление в России берет начало в 1993 году. Тогда вышел российский закон, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка давший “добро” на эту процедуру. Сначала решение по каждому конкретному случаю принималось администрациями городов и районов. Потом заключительное слово передали судебным инстанциям. Все правовые вопросы решаются в соответствии с Семейным кодексом РФ, действующим с января 96-го года.
Чтобы усыновить ребенка, американцы собирают массу справок. Документы тщательно изучаются социальными работниками в Америке, органами опеки и попечительства в Приморье, в нашем ОВиРе, иммиграционной службе Сиэтла: пока все приморские ребятишки-сироты уезжают только в штат Вашингтон. Малыши, прибывшие в США, тут же получают медицинскую страховку. А спустя 6 месяцев ребенок получает статус гражданина Америки - со всеми вытекающими последствиями. Процедура проходит в суде по месту жительства.
Но все это там, в Америке. А вначале одинокий российский детеныш “оказывается” в федеральном банке данных. Здесь - полная информация о каждом. Но прежде чем этой информацией смогут воспользоваться усыновители, как зарубежные, так и отечественные, должно пройти не менее 3 месяцев. Отсрочка - шанс для биологических родителей: вдруг да одумаются? Такое, к слову, случается крайне редко.
“Среди детей, попавших в банк данных, практически нет здоровых, - говорит Ирина Зайцева, педиатр, главный специалист краевого управления образования. - Основные проблемы: задержка психомоторного развития, врожденные дефекты, например, “заячья губа”, “волчья пасть”, отсутствие конечностей... Но американцев, в отличие от наших, это не пугает. И что удивительно, дети у них просто возрождаются. Я уже давно работаю, и, кажется, меня трудно чем-то удивить: столько детских судеб прошло рядом. Но вот Ирочку буду помнить всегда. У девочки был тяжелый артрогрипоз. Эта болезнь поражает кости, мышцы, ткани. Ирочка не могла нормально двигать ручками: все движения были ластовидными. К 4 годам она так и не научилась разговаривать. Это был замкнутый, лишенный эмоций человечек. Мы и не надеялись, что кто-то захочет ее удочерить. Но все вышло иначе. Ирочку забрала американская семья. Что вы думаете, девочка научилась плавать, она рисует, она говорит, она смеется, она счастлива. Даже мне кажется это невероятным”.
Рапортичка из АмерикиВ крайуно о жизни бывших своих подопечных узнают из рапортов, что каждые полгода шлют из Америки приемные родители. Каждый рапорт подписывает директор социальной службы Сиэтла, магистр Нэнси Каплан. Документы официальные, но в них все - любовь, радость, тихая семейная идиллия.
“После прибытия в США Алекс посетил педиатра. Алекс находится в отличном здравии. Он набрал несколько фунтов. У Алекса появилось 2 зуба внизу и прорезаются еще. В настоящее время Алекс принимает 27 унций молока в день. Ему нравится кушать разную пищу, и он не любит кушать одно и то же дважды. Алекс стал любить принимать ванну”.
“Брендон перенес первые операции по расщеплению неба и губы. Брендон получил множество подарков и праздников в его честь”.
“Наш сын очень интеллигентный ( 4-летний мальчик. - Прим. авт.). Вначале он демонстрировал привычки к самостимуляции: раскачивание взад-вперед, но теперь этого становится меньше”. (Это привычка почти всех выросших по больницам отказных детей, вынужденных развлекать себя самостоятельно. - Прим. авт.)
“Мэри вначале не любила находиться на руках. Теперь ей это очень нравится. Мэри перенесла 2 операции по расщеплению губы и неба. У Мэри есть альбом, в который включены воспоминания о России и об истории ее удочерения”.
Я видела эту девочку на фотографиях. Прелестный годовалый ребенок - белые кудряшки, ярко-синие глазищи. Самая младшая в большой американской семье: шестеро детей в возрасте от 7 до 17 лет. Мэри - явная любимица, избалованная, кокетливая.
“За все годы не было ни одного случая, чтобы наших детей возвращали, - говорит Римма Клюкина. - Лишь однажды женщина передумала брать малыша. Приехала, посмотрела - не дрогнула душа, и все тут. Вернулась в Америку. А через год снова к нам. Нашла-таки “своего” ребенка. В этот раз сердце не ошиблось. Что интересно, все дети оказываются похожими на приемных родителей”.
Суперженщина может всеРичард и Джулия живут в Приморье уже несколько лет. Ричард работает в крупной коммерческой фирме. Джулия воспитывает сына и дочку: Кристоферу 3 года, Анри - 2. С недавних пор забот у Джулии прибавилось: они с Ричардом усыновили двойняшек, оставленных матерью во владивостокском роддоме.
- Вы знаете, что дети родились недоношенными, от пятой беременности? Знаете об их болезнях? Что они будут отставать в развитии? - спрашивала американцев председатель Фрунзенского районного суда Людмила Ведюн. (Зарубежные усыновители проходят через Фрунзенский суд ежемесячно. - Прим. авт.)
- Да, мы все это знаем, - отвечал Ричард. - Но мы ничего не боимся. Мы любим их. Это - наши дети. Они, кстати, очень похожи на нас. У девочки глаза карие, как у Джулии. У мальчика такие же голубые, как у меня.
- Как Джулия управляется с малышами?
- Нам помогает няня. И очень многое успевает Джулия. Моя жена все время говорит, что она суперженщина, - улыбается Ричард. - Мы всегда хотели иметь 4 детей: двух мальчиков и двух девочек. Но, к сожалению, судьба дала нам лишь Кристофера и Анри. Тогда мы решили усыновить русских ребятишек. Мы очень счастливы.
Ричард и Джулия действительно просто сияли от счастья. Как и все американцы, пришедшие в тот день во Фрунзенский суд. Их было человек 10-15. Они встречали друг друга аплодисментами и радостными криками, когда очередная счастливая пара выходила из зала суда. Они хорошо понимали друг друга.
Сколько стоит любовь- Римма Григорьевна, говорят, что за наших детей иностранцы платят огромные деньги, что международное усыновление окончательно порушит наш генофонд...
- Какой там генофонд? - возмущается Клюкина. - Вы же видели истории болезни этих детей. Слава богу, что нашлись добрые люди. Русские-то не спешат усыновить больных - как будто свои рождаются исключительно здоровыми. А деньги американцы действительно платят немалые. Чего стоит авиапутешествие из Америки во Владивосток. Пошлина в суде, медицинский осмотр ребенка, документы в ОВиРе - это примерно полтора миллиона рублей...
- Да нет, я не про это. Говорят, детей тайно продают - в больницах, роддомах...
- Вполне может быть: к каждой акушерке, каждому врачу надсмотрщика не приставишь. Отследить преступную цепочку - если она есть! - практически невозможно.
“Это все досужие мысли, что мы-де разбазариваем генофонд или, того хуже, отдаем детей на “запчасти”, - уверена Людмила Ведюн. - Я видела и усыновителей, глубоко порядочных, нравственных людей, и усыновленных ребятишек, причем уже в Америке. Представьте себе, малыши с диагнозом олигофрения болтали по-английски - это через полгода после приезда! - малыши, не умевшие ходить, бегали и прыгали... И, самое главное, они все улыбались. Вот что делает любовь.
И беда не в том, что наши ребятишки становятся гражданами Америки. Когда детей бросают родители, когда этих детей не может поддержать общество - вот где трагедия. В прошлом году выпускники приморских детских домов не дождались ни денег, ни одежды, ни жилья, ни рабочих мест... Несмотря на поддержку закона”.
Самая фантастическая историяКаждый месяц американцами становятся 5-10 приморских мальчишек и девчонок. Мне рассказывали о многих судьбах. Среди них есть и такая. Мальчика Витю из-за многочисленных болячек и жутких диагнозов никто не хотел признавать своим. Но все-таки Вите повезло. Его усыновила бездетная американская пара. И знаете, новый папа оказался настоящим миллиардером. Все свое имущество он завещал своему сыну - Вите-Адаму. Да что там имущество - он подарил ему Семью, Любовь и весь Мир.