Уметь готовить - это престижно!
Когда я прошу своего мужа помыть посуду (это чрезвычайно редко, но бывает), он становится совершенно несчастным: “Нет, я, конечно, помою, но у меня же после этого целый день будет отвратительное настроение. Ты этого хочешь?” Конечно, я этого не хочу и иду мыть посуду сама. Правда, душу мою в это время точит гадкий червячок. И только недавно, после знакомства с обаятельным узбекским мужчиной Жаббором Гаффоровым, доцентом и директором студенческой столовой ДВГАЭУ, я стала думать, что между кухней, мытьем посуды и мужским мироощущением действительно непростые связи.
Когда Жаббор был школьником, старшие сестры как-то поручили ему помыть посуду. За этим занятием его и застал отец. Какой был скандал! Отец ругал мать, допустившую такой позор в доме: “Твой сын будет несчастным, если он моет посуду!” С тех пор к тарелкам после еды Жаббор не прикасается, а вот во время приготовления пищи старательно моет все чашечки и ложечки, которыми пользовался. Стояние у плиты делает его спокойным и счастливым: “Настоящий мужчина должен уметь готовить, это престижно. Но это совсем не значит, что он должен делать это каждый день”.
Жаббор на всю жизнь запомнил свой первый плов. Казалось бы, что тут сложного? Он столько раз видел, как это делает мать, что однажды в шестом классе сам попробовал. Все сделал, как положено, но только рис почему-то не хотел распариваться. Уже и мясо внизу стало подгорать, а рис все сырой. Оказалось, что забыл Жаббор самую малость - закрыть казан крышкой. Потом в его жизни были десятки, сотни пловов - окончив институт с красным дипломом, он работал в обычном привокзальном ресторане, где впахивал с 6 утра до 12 ночи.
Сегодня Жаббор Сатторович дома готовит нечасто, разве что по торжественным случаям. Любит, чтобы на столе все было красиво, горели свечи. Любит удивлять жену и гостей чем-нибудь необычным. Под настроение может налепить впрок пельмени или манты. Такие полуфабрикаты очень выручают - например, недавно, когда Гаффоров забрал жену с долгожданным сыном из роддома, он накормил и жену, и многочисленных ее подружек своей “лепниной”.
По секрету скажу, что каждое утро Жаббор Сатторович делает своей жене укладку феном. Может он запросто и подстричь - в армии научился. Может что-нибудь нехитрое сшить. А вот гладить и стирать терпеть не может. При этом считает долгом каждого мужчины заботу о холодильнике: “Я обожаю мужа одной из моих сестер, который каждое утро открывает холодильник, смотрит, что там есть, и составляет список, что нужно купить”.
А еще он не перестает удивляться, как это все русские мужчины так хорошо разбираются в технике и могут починить все - от автомобиля до телевизора. Что это - гены, особое чутье? “Как все узбеки умеют готовить, так все русские мужчины умеют все ремонтировать. А готовить они тоже могут научиться, было бы желание”.
Конечно, хорошо ему рассуждать, мужчине с Востока, где повар - исконно мужская профессия. А если ты вырос в обычной русской семье, где сначала мама, а потом жена стояли на твоем пути к сковородке? Как освоить что-нибудь кроме яичницы?
“Книги тут не помогут, они для тех, кто уже умеет готовить, - считает Жаббор Сатторович. - Пока вы будете читать, что там еще нужно положить, ваша яичница просто сгорит. Кстати, хотите совет? Чтобы ваша глазунья была и вкуснее, и симпатичнее, сделайте в яичном желтке “точечку” из черного молотого перца”.
И еще несколько элементарных рецептов от кулинара-профессионала Гаффорова:
1. Если ваша жена должна вернуться из командировки и вы хотите, чтобы в ее голове были только добрые мысли, то не нужно предлагать ей перекусить бутербродом с колбасой. Попробуйте приготовить мясо. Подойдет любое - свинина, телятина, говядина. Режете его кусочками, как на гуляш. Кладете в кастрюлю или казан, предварительно налив на дно немного растительного масла. Слой мяса нужно посолить и поперчить черным перцем (остальные пряности не пригодятся). На мясо положите слой порезанного репчатого лука, сверху опять слой мяса и так далее. Лука должно быть столько же, сколько мяса, - килограмм на килограмм. Ставите на плиту на медленный огонь и тушите 2 часа. Можно еще добавить пару ложек густой сметаны. В результате вы получите мясо в удивительном, почти французском луковом соусе.
2. Освоив первый рецепт, можно переходить ко второму - жареной красной рыбе. Хорошо, если бы это было филе, но и с костями тоже неплохо получается. Кроме рыбы потребуется лимон. Выжимаете сок из половинки лимона, давите туда 2 дольки чеснока, добавляете немного острого соуса чили и соли. Перемешиваете полученную кашицу. Потом смазываете этим соусом каждый кусочек рыбы с обеих сторон. Протыкаете рыбу вилкой несколько раз. Чтобы рыба пропиталась соусом, ставите ее на полчаса в холодильник (еще лучше - на 6 часов, но это уже изыски). После чего обваливаете каждый кусочек в муке и жарите на раскаленной сковороде с растительным маслом. Подгоревшие куски можно съесть самому, остальное - гостям.
3. Если вашим детям надоела манная каша, которой вы их кормили, пока жена лежала в больнице, то побалуйте их очень простым десертом. Покупаете яблоки. Разрезаете каждое на 2 половинки, удаляете из серединки гнездо с зернышками. Кладете в это углубление немножко меда и кусочек сливочного масла. Выкладываете яблоки на противень и ставите его в горячую духовку минут на 15, пока яблоки не зарумянятся. Детям десерт обязательно понравится. Они расскажут о нем маме, и она быстро поправится, вернется домой, и тогда вам еще долго не придется стоять у плиты. Конечно, если вы сами не войдете во вкус.