Родила одного, а “выносила” семерых
В прошлом году в Приморском крае только на учете состояли 236 бесплодных мужчин и 940 женщин. Для многих из них ЭКО - последний шанс.
Александра Мухотина, врач-консультант компании “Органон”, - фанатик своего дела. У нее один сын, но родители еще шестерых детей считают ее второй мамой своих малышей. Потому что каждую из этих беременностей она “выносила” вместе с будущей мамой, ни на один день не выпуская ее из-под контроля.
- Александра Григорьевна, какое отношение голландская компания “Органон” имеет к нашим бездетным парам?
- Если бы не их препараты, неизвестно, насколько бы эффективен был метод ЭКО. “Органон” существует с 23-го года и все это время занимается проблемами контрацепции и бесплодия. И именно благодаря его препаратам - хумегону и прегнилу - в лаборатории профессора Леонова на свет появилась первая российская девочка “из пробирки”. Леночке уже 11 лет.
- А своего первого “пробирочного” ребенка вы помните?
- Еще бы! Когда получала сертификат на право использования метода ЭКО, профессор Леонов сказал: “Не боги горшки обжигают”. А я все равно поверить не могла - неужели к такому таинству теперь причастна? Спросите любого врача, он всех по именам назовет и подробно о каждом расскажет. В московских лабораториях все стены портретами “их” детей увешаны.
- В московских? У нас такой лаборатории нет?
- В этом-то и наша беда. Представляете, во сколько обходятся поездки супружеским парам? Недаром некоторые летают в Корею или Японию. Выходит не дороже, зато путь короче. А многие пары вынуждены отказываться от своего последнего шанса - материально не в силах потянуть, ведь иногда приходится делать 3-4 попытки.
- Встречаясь со “своими” детьми, вы замечаете, что они чем-то отличаются от “обычных”?
- Да обычные это дети, нормальные, только первые 48 часов они в инкубаторе проводят, а потом в родном материнском животе растут, рядом со счастливым папой. Хотя, конечно, отличаются... Дело в том, что это необыкновенно желанные дети. Родители на них не надышатся и делают для них все возможное и невозможное. По мировой статистике, дети “из пробирки” развитее своих сверстников. И здоровее. Последнее - естественно. Ведь отбираются наиболее жизнеспособные, “проверенные” яйцеклетки.
- Трудно сказать супругам, что ЭКО - их последний шанс?
- Труднее было несколько лет назад, когда нужно было сказать: “У вас нет другого выхода - только усыновление”.
- А выносить “пробирочного” ребенка сложнее?
- Безусловно. Некоторые женщины по нескольку месяцев в стационаре проводят. Известный в нашем городе врач ультразвуковой диагностики Александр Ширин держит их под постоянным контролем. такие беременности еще выкохать нужно. Но будущие родители на все согласны.
- Папы в этих случаях надежные помощники?
- Мне даже трудно сказать, кто из родителей счастливее бывает. У Светы, с которой вы познакомились, муж первым малышей увидел. Она после кесарева сечения еще в реанимации была, а он чуть ли не на коленях уговорил меня показать ему детишек. Со слезами счастья уходил. Это надо видеть.
- Статистика утверждает, что количество бесплодных браков растет. Открыть лабораторию ЭКО в нашем городе - задача неосуществимая?
- Хотелось бы верить, что осуществимая. Сейчас главный врач Центра охраны материнства и детства Федор Антоненко активно пытается решить эту проблему. Необходимость в лаборатории колоссальная. Ведь ко мне на прием, как, думаю, и к другим специалистам, приходят и 40-летние супруги, у них нет времени ждать (хотя сейчас и 60-летние рожают), и денег на поездки в центр тоже нет. Но все, как обычно, упирается в финансы. Компания “Органон” оказывает большую помощь в организации лабораторий, с 97-го года начала программу глобальной информационной поддержки центров ЭКО в России, предоставляет возможность контакта и обмена мнениями с зарубежными коллегами, но оборудование на 300-400 тысяч долларов они не могут поставить. Во Владивостоке же денег пока нет. Вот если бы несколько наших бизнесменов прониклись болью бездетных пар...
- Если бы вдруг вам пришлось обратиться к помощи ЭКО, скрывали бы от знакомых?
- Ни от знакомых, ни от ребенка. Ведь выносила бы и родила я сама. Врачи только немного помогают несовершенной природе. Будь моя воля, создала бы даже клуб “пробирочных” детей.