Счетчики арестплощадок продолжают “щелкать”
Очередной протест прокуратуры Владивостока по поводу нарушения прав автомобилистов на арестплощадках в краевом центре будет наконец-то услышан и в мэрии?
О том, что в городе проблема арестплощадок назрела давно, мы писали не раз. Многочисленные жалобы на то, что там “обдирают” автолюбителей, постоянно поступают в газеты, ГАИ, мэрию. Особенно ощутимо по карману рядового автомобилиста (пьяниц за рулем во внимание не берем) постановка на арестплощадку ударила после соответствующего постановления мэрии еще 2 года назад. Расценки за “хранение” задержанного автомобиля установили тогда чрезмерно высокие. Причем вне зависимости от степени нарушения. И сейчас одинаково наказанными оказываются и те, кто случайно оставил водительские документы дома, и те, кто их никогда не имел. Те, кто, побегав, выкладывает на арестплощадках по нескольку сотен, а то и миллионов рублей за “отстой” своего автомобиля, очень интересуются, куда идут эти деньги - в среднем в месяц до полумиллиарда старых рублей. Мы выяснили: основная доля - фирмам - держателям арестплощадок и 10 процентов тем районным администрациям, которые благословили на своей территории эти стоянки. ГАИ не получает ничего.
Рассмотрим проблему, как говорится, со всех сторон.
ВодительЕго гаишники часто наказывают дважды. Забыл удостоверение, не захватил доверенность, потухли фары, сел за руль, выпив рюмку, - штрафуют, лишают прав, а машину еще и на арестплощадку.
Вот пример, как это бывает. В канун Нового года Сергей М. с семьей на машине поехал купить новогодние подарки на Торговую улицу. В это время там дежурили инспектора Фрунзенской ГАИ во главе с Годуновым. Обнаружилось, что случайно Сергей оставил дома доверенность на управление автомобилем. Все другие документы есть, семья рядом стоит, а вот доверенность дома. Никакие объяснения не помогли. И даже то, что машина оказалась не в угоне. Заверения, что через 10 минут родственники привезут документы, не подействовали. Заставили гнать автомобиль на арестплощадку. Через час автомобиль Сергей забрал. Заплатил почему-то аж 310 тысяч неденоминированных рублей. А еще через какое-то время - штраф ГАИ в обмен на документы. Сергей не верит, что гаишники не могли подождать 10 минут. Он считает, что все они - и инспектора, и стояночники - заодно.
АрестплощадкаМы побывали на этой самой арестплощадке Фрунзенской ГАИ. Она принадлежит ТОО “ЛИНС”. Ее начальник, Леонид Казачков, сильно жаловался на жизнь. Налоги, электроэнергия, “крыша”. Хоть закрывайся. К тому же недавно было разбойное нападение на сторожей. А у них ни телефона, ни оружия. О больших расценках и непомерных сборах с автомобилистов начальник разговаривать не захотел. Посоветовал обратиться в ГАИ. Все с ними, мол, согласовано.
Мы не стали разбираться, что согласовывали между собой Фрунзенская ГАИ, ТОО “ЛИНС” и районная администрация. Пусть это делают другие органы. Тем более что у начальника Фрунзенской ГАИ Сергея Яковенко нет претензий к этой арестплощадке.
ГАИВ отделе дорожно-патрульной службы и розыска краевой ГАИ уже устали проверять жалобы по поводу стоянок временного задержания - именно так правильно называют арестплощадки. Поскольку ГАИ не имеет ни копейки с них, пусть этим занимается мэрия, решили там: создают муниципальные дешевые арестплощадки и содержат их. А гаишникам все равно, что заполнять.
Еще офицеры рассказали о том, что есть устные рекомендации инспекторам не обижать нормального водителя. Скажем, забыл человек дома документы. Бывает. Не надо арестовывать его машину. Подъедь с водителем к нему домой, убедись, что не обманывает. Он потом уважать человека с жезлом будет. Рекомендации, наверное, есть. Но они не выполняются. Может быть, поэтому среди водителей ходят слухи, что некоторым гаишникам очень выгодно ставить автомобили под арест.
Кроме того, существует постановление губернатора от 14.08.97 “О мерах по совершенствованию регулирования учета транспортных средств”, где в пункте 3.5 говорится: по истечении срока хранения транспортное средство передается в органы внутренних дел... А ведь после 2 недель хранения авто на арестплощадке столько нащелкает, что его уже невыгодно забирать.
МэрияЕсть в мэрии Владивостока управление гаражей, автостоянок и парковок. Его руководитель, Виктор Довнич, давно хотел бы разобраться с арестплощадками. Но для этого надо, чтобы нынешний мэр отменил постановление бывшего мэра. Затем - открывать свои, муниципальные стоянки и арестплощадки. Вот только затянувшаяся война с районами не дает это сделать. Проверить и навести порядок на уже существующих почти 20 арестплощадках тоже не удается. Хотя это большие деньги для городской казны.
А между тем проблема решается очень просто. В своем очередном протесте городская прокуратура требует, во-первых, сделать расценки за хранение автомобилей на арестплощадках такими же, как на обычных стоянках. А во-вторых, прекратить практику двойного наказания со стороны ГАИ. Но мэрия уже второй месяц не исполняет предписания. Там, по нашим данным, изучают новые проекты, а заодно и “цену вопроса”. ГАИ тоже пока не меняет стиль работы.