Новый курс актера и педагога Славского
В Александра Славского влюбляются все, даже театральные уборщицы. Что уж говорить про зрителей! Кто-то запомнил его после потрясающей роли Понтия в булгаковском “Мастере”, кто-то - рефлексирующим чеховским Ивановым, а кто-то без ума от Славского, поющего в шоу Звеняцкого. Говорят, что в провинции “звезд” не бывает... Славского узнают в трамваях школьницы. К нему на курс мечтают поступить не только помешанные на театре барышни, но и серьезные юноши. Сегодня Александр Петрович - не только самый заметный актер академического театра имени Горького, но и педагог института искусств.
- Александр Петрович, студенты этого года - это уже ваш третий набор. Удивительно, что молодые люди, хорошо зная, что актерский труд больших денег не сулит, продолжают рваться в эту профессию...
- В этом году вообще интересный набор - 15 юношей, что редко бывает. Многое, наверное, происходит от непонимания, от незнания театра - им кажется, что это лишь аплодисменты... Но все ребята разные. И в этом пока их главное достоинство. Может быть, я так говорю, потому что сам уже старею и мне что-то не нравится в том поколении, которое выросло на фанте, пепси-коле и на жевательной резинке, но мне кажется, что они достаточно ограничены сегодня. Не все, но диву даешься порой, что о человеке по фамилии Пушкин многие имеют слабое представление.
- Работая с первокурсниками, вы не можете не видеть, кто из них отмечен божьим даром, а кто нет. Вам не жаль тратить силы на всех?
- К сожалению, это издержки нашей преподавательской системы, издержки бесплатного обучения. Но я убежден, что нашей профессии нельзя учить за деньги! Раньше, когда чувство максимализма было во мне сильнее, я говорил: “Все должны идти только в профессию!” Но сегодня время такое, что профессия наша невостребована. Половина наших выпускников не может найти себе применение, а ведь среди них много талантливых ребят. Кто-то просто не хочет уезжать из Владивостока, тешит себя надеждой работать именно в нашем театре. И я их понимаю - наш театр один из самых сильных на Дальнем Востоке и в Сибири. Но я считаю, что сегодня в городе назрела необходимость создания еще одного профессионального театра.
- Вы всерьез об этом говорите?
- Я давно об этом говорю. В городе нет музыкального театра, нет театра юного зрителя. Это уму непостижимо! На какие средства создавать театр? Это пусть у руководства, у больших начальников голова болит. Не только храмы церковные, но и храмы искусства надо строить!
- А зрителей в городе хватит на все театры?
- Если будет интересный театр - хватит! Наш театр, например, не может удовлетворить все потребности в детском репертуаре, у нас другие задачи. Кукольный театр - он все-таки для младшего возраста. А поколение от 12 до 16 лет у нас остается практически неохваченным.
- Вы сами когда первый раз попали в театр?
- К сожалению, я рос в городе, где не было театра. Первый раз спектакль увидел в 8-м классе - у нас в Артеме ТЮЗ показывал “Слугу двух господ”. Я из шахтерской семьи. Случайно зашел в школьный театральный кружок, там и остался. Очень любил в детстве читать стихи - про Ленина, про партию. Руководительница театрального кружка Таисия Цибуло была удивительная женщина... Когда меня спрашивают, какую профессию я бы выбрал, если бы не стал актером, я теряюсь. Наверное, пошел бы в шахту, все туда шли.
- Несколько лет назад вы отметили свое 40-летие. Что сегодня вы чувствуете, когда смотрите в зеркало? Ведь для актера лицо намного важнее, чем, скажем, для шахтера...
- Да ничего я не чувствую. Я думаю, что все нормально. Смотреть в зеркало и расстраиваться, что тебе не 20 лет, - это глупо. Конечно, морщины появляются, больше грима добавляешь, ну и что? Главное, чтобы в душе было ощущение молодости и свежести!
- В шоу Звеняцкого, в других спектаклях вы прекрасно поете. Не боитесь, что сигареты - одна за другой - скажутся на голосе?
- Я очень давно курю. На кого-то это, может, оказывает влияние, на меня пока, тьфу-тьфу, нет.
- Я видела, как вы общаетесь со студентами и какими глазами они на вас смотрят. Думаю, не ошибусь, если скажу, что половина девушек-студенток в вас просто влюблена...
- Я как-то об этом не задумывался. Может, кто-то и питает какие-то чувства, но я не акцентирую на этом внимание. Меня больше интересует педагогика, нежели кто как ко мне относится.
- Говорят, что вы очень жесткий педагог...
- Я нормальный педагог. Я бываю жестким тогда, когда надо быть жестким, и бываю мягким, когда надо быть мягким. В этом, наверное, и заключается педагогика - надо чувствовать индивидуальность студента. Иногда просто необходимо быть жестким, чтобы человек собрался.
- Вы допускаете мысль, что можете жениться на своей студентке, как, допустим, Олег Табаков?
- Нет, я по-человечески не очень это понимаю. Я 20 лет назад встретился со своей женой и собираюсь с ней еще долго-долго оставаться.
- Ваша жена тоже актриса?
- Да, Наталья Кульчихина. Я причинил ей достаточно много хлопот в профессиональном плане. Наверное, она могла бы больше сыграть, но двум актерам в семье очень непросто. Но все, что я делаю, это во многом благодаря ей. Я бываю дома, как правило, очень уставший. Признаюсь, что иногда специально делаю уставший вид, чтобы увильнуть от домашних дел.
- Для вашего уставшего вида есть серьезные причины...
- Когда идет много спектаклей, репетиций, прогонов - это утро-вечер, утро-вечер. В перерывах еще студенты - 4-6 часов. Поэтому я дома предпочитаю смотреть телевизор или читать.
- Такую вашу востребованность в театре можно объяснить в первую очередь тем, что вам повезло с режиссером?
- Это профессиональное счастье - встретить своего режиссера. Мы со Звеняцким уже столько лет вместе! В 79-м году уехали в Комсомольск-на-Амуре, там 5 лет работали. Потом вернулись вместе во Владивосток. Вся моя жизнь как актера связана со Звеняцким, и я благодарен судьбе за эту встречу.
- Но сегодня вы не просто актер, но и самостоятельный режиссер - каждый год вы ставите со студентами собственные спектакли. Вы не пытаетесь и в театре отстаивать свое режиссерское видение?
- На репетициях у нас бывает со Звеняцким какое-то несогласие, хотя я уже и не помню, когда это было в последний раз. Но мы всегда стараемся найти точки соприкосновения. Я как актер очень люблю идти за режиссером, понять, что он хочет, чтобы найти какие-то свои подходы к выполнению задуманного.
- Я видела вас в самых разных спектаклях и затруднилась бы сказать, роли какого плана вам особенно удаются. Вы сами как считаете?
- Я часто употребляю слово “синтез” - это владение разными жанрами, слияние разных актерских проявлений. Я люблю свою профессию. Сегодня я выхожу в “Биндюжнике” или в “Мафиози” и нахожу в этом радость, а завтра у меня “Иванов” - уже совсем другой материал, другая точка отсчета. Главное, чтобы переключалась какая-то внутренняя кнопка.
- К каким средствам вы прибегаете после спектакля, чтобы снять усталость - к глотку коньяка?
- Скорее водки. Я предпочитаю крепкие российские напитки.
- На что сегодня актеру Славскому не хватает денег?
- Денег не хватает на все! Начиная с каких-то мелочей и кончая ремонтом в квартире. Я очень не люблю все эти разговоры о зарплате. Конечно, по общепринятым меркам в нашем театре мы зарабатываем лучше, чем в среднем по России. Но то, что мы получаем, сложно назвать зарплатой актера в конце XX века - это просто сведение концов с концами.
- Глядя на все это, ваша взрослая дочь все равно мечтает об актерской профессии?
- Она учится в 11-м классе, и у нее есть интерес к литературе, к психологии. При этом она часто ходит в театр, знает все наши премьеры. Полгодика ей было, когда мы ее первый раз принесли на репетицию. Помню, мы выпускали “Преступление и наказание” - она все репетиции сидела за кулисами тихо-тихо, не плакала, терпеливо нас ждала. И сегодня мне хочется верить, что ей нравится, как работает папа. Но устраивать ее в наш институт я не хочу, пусть сама выбирает, к чему она тяготеет, пусть старается, поступает.
- Что сегодня способно вывести из себя Славского-актера?
- Хамство в зрительном зале, наверное. Почему-то это происходит обычно в первом ряду. Это способно выбить меня на секунду, потом я начинаю анализировать.
- Что способно вывести из себя Славского-педагога?
- Ложь. Когда человеку веришь-веришь, а потом оказывается, что он тебя обманывает. Ведь в каждого студента столько вкладываешь...
- Удивительно, как вы близко к сердцу принимаете свою работу в институте. Редко где в вузе преподаватель так всерьез относится к студенту. Казалось бы, зачем вам, преуспевающему актеру, вся эта суета, тем более за такую мизерную зарплату...
- Я и сам не знаю - зачем мне это! Но дело не в деньгах. Проверяешь какие-то свои наработанные годами вещи. И потом, когда есть чем поделиться, почему бы этого не сделать?