Воды нет и не будет
Сначала немного статистики. В декабре на юге Приморья выпало 4 мм осадков, в январе - 6, в феврале - уже свыше 10, но все равно это почти ничего, и весеннее половодье, с которым осенью связывались определенные надежды, таковым можно будет назвать лишь условно.
К тому же ожидаются сухими март и апрель. А это значит, что на водохранилища, питающие питьевой водой Владивосток, Большой Камень, Артем, надежды нет. Дефицит питьевой воды весной не только сохранится, но скорее всего еще и усугубится. Каков же выход? И есть ли он вообще?
В водохранилище, питающем Большой Камень, запасов воды осталось на 31 день. Это с условием, что обязательно будет оставлен мертвый запас. Именно поэтому здесь собираются восстановить и пробурить 23 скважины. Это не так было бы сложно, если бы город уже не задолжал ООО “Востокбурвод-Приморье” 400 млн. рублей. На КЧС, однако, Большому Камню была обещана помощь.
Практически спасла от жажды население Тавричанки энергичная работа администрации Надеждинского района. Срочный пуск 5 скважин, завершение строительства одной плотины и ускоренное возведение другой гарантировали этому шахтерскому поселку в ближайшем будущем подачу по крайней мере приличной ежесуточной “пайки” воды. Хотя, конечно, там тоже ею не “зальются”.
В Артеме вода подается в 2 приема, в среднем на 5-7 часов в сутки. В абсолютных объемах - это 50 процентов от объема обычного потребления. И здесь еще есть резервы. Можно и нужно использовать скважины закрытых шахт, по крайней мере для производственных целей.
Хуже всего перспективы у владивостокцев. Беда вся в том, что городские власти практически устранились от решения этих проблем. Вот пример. В городе паспортизировано 110 скважин, сегодня работает только 7. Огромнейший резерв, который, если его задействовать, значительно сократит нагрузки на городские водопроводные сети, а значит, и объективно увеличит подачу воды в жилые микрорайоны.
У хозяев скважин, как правило промышленных предприятий, одна отговорка - нет оборудования. Сегодня, однако, она приниматься не может, тем более что разговор об использовании скважин хотя бы для технологических целей идет еще с ранней осени. И если бы к этой работе подключилась мэрия, то, может быть, в наших квартирах холодная вода появлялась бы почаще.
В ближайшей перспективе - завершение отопительного сезона, что позволит сократить забор воды из Артемовского гидроузла примерно наполовину. Конечно, это спасет водохранилище, но никак не улучшит водоснабжение краевого центра. Даже наоборот. Владивостокцы лишатся возможности использовать на “технические” нужды горячую воду, а холодной, как ни запасайся, все равно не хватит.
Есть еще одна “заслонка”, которая может сработать в любой момент, и тогда жидкий ручеек холодной воды, поступающий во Владивосток, и вовсе пересохнет. Коллектив Артемовского гидроузла не получает зарплату уже 10 месяцев. Его основной должник - МУП “Водопроводно-канализационное хозяйство”, которому, в свою очередь, город должен 59 млрд. рублей старыми. Этих средств, надо сказать, с лихвой хватило бы на оба коллектива.
Воды в том объеме, к которому мы привыкли в обычные годы, в ближайшей перспективе не будет. Это нужно принять, но отнюдь не смириться. Дефицит можно и нужно сократить. И в тех районах и городах, где законно избранные главы муниципалитетов чувствуют ответственность перед населением, это удается сделать. Владивостокцам опять не везет. Как не повезло с отоплением в эту зиму некоторым микрорайонам города. Скорее мы “зальемся” в очередной раз судебными и прочими разборками, чем обычной холодной водой.