Есть еще надежда поговорить
Большинство абонентов городской телефонной сети Владивостока уже получили пробные пока, без оплаты, квиточки с указанием количества минут, наговоренных за декабрь, - к сведению об уровне своей разговорчивости, так сказать. Из расчета 2,5 копейки за минуту, о которых пока ведет речь ГТС, кто-то наговорил на 20, 40, 100 тысяч рублей старыми. Здесь же сообщалось, что все документы, необходимые для введения новой системы повременной платы за телефонные разговоры по городу, находятся на рассмотрении и утверждении в комитете по ценам администрации Приморского края. Сюда мы и обратились за разъяснениями и комментарием.
- В сентябре 1997 года правительством РФ были утверждены новые “Правила оказания услуг телефонной связи”, где предусмотрено два варианта системы платы за телефон, на выбор так называемого оператора связи (предприятия, предоставляющего телефонную связь) - либо абонентная, либо повременная, - говорит председатель комитета по ценообразованию и контролю за ценами Борис Курдюков. - А в номере “Российской газеты” от 7 февраля опубликовано сообщение о том, что в правительстве РФ вопрос введения повременной оплаты принципиально решен, что Россия вынуждена пойти по пути многих цивилизованных стран, которые 30 лет назад ввели такую систему, дабы дать новый материальный толчок развитию средств связи, а теперь ряд государств могут позволить себе вновь вернуться лишь к абонентной плате. Детали введения системы в российских регионах, тарифы, условия должны обсуждаться и приниматься на региональном уровне.
АО “Электросвязь” передало нам пакет документов и свои предложения по этому вопросу (система касается пока только Владивостока), они в стадии изучения и проработки, и окончательные выводы сообщать рано.
Что же касается позиции нашего комитета в этом вопросе, считаем, что все должны понимать: мера эта вынужденная, отчасти связанная, как указывают правительственные и местные документы, с устранением перекрестного субсидирования одних потребителей услуг связи другими. (Перекрестное субсидирование - это когда домашние потребители платят меньше себестоимости, а хозяйственные организации, наоборот, значительно больше). Правда, мне непонятны некоторые утверждения, которые встречаю в средствах массовой информации, будто это не повлечет никакого увеличения платы за телефон и частичного ущемления прав многих абонентов. Нужно говорить правду: повлечет. Тем не менее в наших силах направить этот процесс в разумные и управляемые рамки, избежать ошибок, которые уже допущены при введении системы в ряде регионов.
Во-первых, мы будем настаивать, что согласно новым Правилам оказания услуг телефонной связи внедрение системы повременного учета стоимости услуг местной телефонной связи должно быть произведено через 3 месяца после утверждения размера платы за минуту такого разговора, поэтому отсчет этих 3 месяцев никак не может начаться с декабря 1997 года, так как решение администрации края об утверждении размера платы за минуту разговора пока не принято.
Во-вторых, система платы за внутригородские телефонные переговоры не может и не должна полностью копировать систему оплаты междугородной связи, и тут разумны некоторые ограничения.
Главное, плата за разговоры не может быть беспредельной, во всяком случае, несмотря на любую длительность разговоров, не должна превышать средних по АО “Электросвязь” Приморского края фактических расходов по содержанию одного телефонного аппарата. А согласно отчетным данным за 1997 год, эти расходы составили 58,4 руб. в месяц новыми, а с НДС (налог на добавленную стоимость) - 70 руб. в месяц.
Но, кроме того, у нас имеется еще ряд серьезных вопросов, на которые пока нет ответа, например: каким образом абоненты могут удостовериться в точности определенного ГТС времени разговора за месяц, как будут округляться доли минуты наших разговоров, почему в абонентную плату вошло именно 240 минут в месяц (8 минут в день) и почему именно 80 процентов абонентной платы следует платить постоянно, независимо от количества наговоренных минут, и множество других. Вот почему наши специалисты будут скрупулезно проверять и обсуждать со связистами представленные расчетные материалы, согласовывать предложения с другими комитетами и управлениями администрации края, заинтересованными организациями.
Безусловно, необходимо сохранить законные льготы тем категориям, которые оговорены в российском законодательстве, - об этом заявляют и сами связисты.
От редакции. Итак, ход вещей не остановить: повременной плате за телефон быть. Но нас слишком остро интересует, каков будет тариф и не превратится ли наш домашний телефон, обычное жизненно необходимое средство связи с миром, в недоступную роскошь? Останется ли абонентная плата прежней или будет взлетать вверх ежеквартально с регулярностью рейсовых самолетов. Дело в том, что в августе 1997 года, когда разговоры о повременной плате еще не велись так предметно, губернатор Приморья издал постановление о поэтапном устранении перекрестного субсидирования услуг связи, и оно предусматривало, что к концу 1998 года абонентная плата за домашний телефон должна покрывать полную себестоимость содержания телефона - 70 деноминированных руб. в месяц. Постановление не отменено. Так выходит, что и абонентная плата повысится, и повременная вводится?! И будет ли “потолок” повременной платы для организаций? Словом, у нас, потребителей, масса тревожных вопросов.
Мы надеемся, что на многие из них в ближайшее время мы получим ответы от всех заинтересованных инстанций. О чем и поспешим сообщить нашим уважаемым читателям.